Лингвистическая характеристика устной речи.
Исследования лингвистов показали, что наличие интонации является важным фактором коммуникации, так как для осмысления предложения необязательно понимать все составляющие его слова. Именно благодаря интонации достигается понимание смысла предложения.
В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых – изменение громкости и темпа произнесения, модуляция высоты голоса и распределение пауз.
Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы.
Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.
Помимо синтагматического ударения следует указать на так называемое логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.
Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: Где были вчерá нáши гóсти?
следует ответ: Наши гости /были вчера/
на выставке.
В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.
Поскольку и синтагматическое и логическое ударение проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидности фразового ударения, осуществляемого с помощью тех или иных интонационных средств.
Говоря о лингвистической характеристике устной речи нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике.
За словом стоит целая система связей, составляющих определенное «семантическое поле». Объединенное общепринятое семантическое содержание слова составляет его значение, субъективная семантическая значимость слова называется его личностным смыслом.
В процессе речи каждое слово вводится в определенный контекст, в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, в свою очередь, объединяясь, образуют текст [26, стр. 26].
Таким образом, представлена лингвистическая характеристика устной речи, знание которой поможет нам в исследовании произношения детей старшего возраста с нарушенным слухом.
Как отмечает Ф. Ф. Рау, от качества фонетического оформления речи глухого зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Внятность и членораздельность произношения – эти два понятия не покрывают друг друга. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно. Так, при исследовании произношения глухих, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуются далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударения и интонации. Следовательно, можно сделать вывод, что первостепенные задачи обучения произношению детей с нарушением слуха состоит в том, чтобы сделать их устную речь достаточно внятной и максимально членораздельной [23, стр. 93]. Однако, необходимо отметить, что дети старшего дошкольного возраста, то есть дети, которые являются объектом данного исследования, не имеют еще достаточно внятного произношения, так как эта задача реализуется в более старшем возрасте. Поэтому наше исследование посвящено изучению членораздельности устной речи.