Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
При устранении аграмматической дисграфии широко используются письменные упражнения:
Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
Дрова рубят топор . . Сахар кладут в сахар . Поезд .ъехал к станции.
Закончить предложения, изменяя слово вода.
Девочка загорает у … .
Мальчик выходит из … .
Кораблик плавает у … .
Рыбак стоит около … .
Чайка летит над … .
К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул — два ., пять .; карандаш - два ., пять .; барабан - два ., пять . .
Преобразование единственного числа во множественное.
Один предмет – много предметов.
Стол - столы. Волк - … Луч - …
Слон - … Луг - Снег - …
Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
Где живет белка ? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)
Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.
Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе
Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.
Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.
Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.
Соединить линиями слова, подходящие по смыслу.
Новый шапка Стоял береза
Новое шарф Стояло лыжи
Новые платье Стояли кресло
Новая туфли Стояла стол
К названию большого предмета дописать название маленького предмета.
Стол— столик, банка— ., стул — стульчик, бант — ., кольцо - …
Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.
Мяч из резины – резиновый мяч.
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Запах ели - …
Шарф из шерсти - …
Вкус меда - …
Двор школы - …
К названию предмета дописать название его цвета.
Помидор ., репа …, огурец
Дописать приставки в словах предложения:
Машина .ъехала в гараж. Дети .ъехали с горки. Грузовик .ехал через мост. Мальчик .шел к забору. Девочка .шла с крыльца.
а) К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:
Дом - . (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба — . (меховая), платье — . (шелковое).
б) Рассмотрите картинки. Из чего сделаны предметы? Образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета
От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.
Лента (длина) - длинная лента
Погода (весна) - …
Утро (рано) - …
Ночь (осень) - …
Книга (интерес) - …
Дорога (даль) - …
Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.Опадать, деревья, осень, с, листья.
Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
Девочка сорвала.
Закончить предложение, подобрав нужное слово.
На озере плавали белые . . Мальчик получил хорошую . .
Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания: Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.