Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии

Добавить недостающую букву в глагольную форму. Стул упал. Девочка упал… Дерево упал .

Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета.

Красный шар, красная машина, красное платье

Изменить словосочетание, данное в скобках.

Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).

Волк живет в (густой лес).

К названию животного дописать название его детеныша.

Волк — волчонок, лиса — ., заяц — … , медведь — . .

Выделить и записать общую часть родственных слов. Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

Назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы? С помощью какой части они образованы?

«Кто в каком домике живёт?».

В каждом домике «живёт» один суффикс; «подселите» к нему такие слова, от которых можно образовать новые слова с этим суффиксом.

Запись словосочетаний, предложений, текста.

Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

родительный падеж с предлогом у, обозначающий местонахождение, с предлогами с, из, до со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). (плывет по реке, идет к дому)

винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значение направления действия). (ставит на стол, кладет на стол, под стол, за стол;)

творительный падеж с предлогами за, над, под перед (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие ( лежит за книгой, перед книгой)

предложный падеж с предлогами в, на, обозначающий местонахождение предмета (лежит на столе, лежит в столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:

Например:

026

КУДА? ОТКУДА?

… прячется под шляпу … встает из-за стола

Перейти на страницу: 1 2 3