Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
Добавить недостающую букву в глагольную форму. Стул упал. Девочка упал… Дерево упал .
Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета.
Красный шар, красная машина, красное платье
Изменить словосочетание, данное в скобках.
Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).
Волк живет в (густой лес).
К названию животного дописать название его детеныша.
Волк — волчонок, лиса — ., заяц — … , медведь — . .
Выделить и записать общую часть родственных слов. Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.
Назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы? С помощью какой части они образованы?
«Кто в каком домике живёт?».
В каждом домике «живёт» один суффикс; «подселите» к нему такие слова, от которых можно образовать новые слова с этим суффиксом.
Запись словосочетаний, предложений, текста.
Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.
При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
родительный падеж с предлогом у, обозначающий местонахождение, с предлогами с, из, до со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);
дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). (плывет по реке, идет к дому)
винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значение направления действия). (ставит на стол, кладет на стол, под стол, за стол;)
творительный падеж с предлогами за, над, под перед (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие ( лежит за книгой, перед книгой)
предложный падеж с предлогами в, на, обозначающий местонахождение предмета (лежит на столе, лежит в столе).
Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:
Например:
КУДА? ОТКУДА?
… прячется под шляпу … встает из-за стола