Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
КУДА? КУДА?
… садится за стол … ставит на стол
КУДА? ОТКУДА?
… садится в машину … выходит из машины
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:
Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом? Ребенок должен показать соответствующую картинку.
Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи ручку в пенал, под пенал, на пенал, Положи мишку на стол, под стол, в шкаф.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; ручка на книге, в книге, под книгой). Назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме.
Например: Маша, выпускать, птичка, из, клетка.
Рекомендуются следующие игры в лото:
Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на карточке. Примерные картинки: тигр в клетке, книга на столе, цветы в вазе.
Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают карточкой соответствующую картинку.