Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
№ 20. Миша С.
: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%.
Переведен из 1 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо развита речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в музыкальную школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто спорит с родителями.
Вывод:
Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус ребенка в классе был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:
Для «Звезд»
характерны такие качества, как общительность, высокая успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие, активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость, серьезность, ответственность.
У «Предпочитаемых»
можно отметить следующие черты личности: активность, общительность, самостоятельность, старательность, интеллектуальные способности выше средних, привлекательная внешность, но и – обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.
Для «Игнорируемых»
характерны следующие качества: средние способности, замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность, обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность, склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).
Для «Изолированных»
характерны такие качества, как непохожесть на остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность, невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.
Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе, коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.
У популярных
среди сверстников детей отмечаются следующие качества: высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические способности («хорошо рисует»).
Для непопулярных
детей характерны: неконтактность (застенчивость), слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству, обману и нарушениям дисциплины.
2.3.
По методике «РОП» было продиагностировано 20 супружеских пар из поселка …х…, из них 18 – с возрастом семьи от 8 до 12 лет и 2 семьи повторного брака с возрастом семьи 1 и 2 года.
В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты:
№ 1. Родители Ани А.
В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.
Для данной супружеской пары наиболее ценностно-значимой являются хозяйственно-бытовая функция и значимость внешнего облика. По функциям родительско-воспитательной, социальной активности и эмоционально-терапевтической получены средние результаты.
Разногласия в семье могут быть вызваны рассогласованностью семейных ценностей также по этим шкалам (хозяйственно-бытовой и внешней привлекательности). Возможны разногласия из-за установки мужа на личностную идентификацию с супругой (ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.).
Что касается степени ролевой адекватности у данной супружеской пары, то и муж, и жена в целом адекватно оценивают и свои роли в семье, и то, как относится к своим обязанностям партнер. Возможна разногласия из-за ожиданий мужа, что жена будет больше времени уделять воспитанию детей, а также ожиданий жены, что муж больше времени будет уделять хозяйственно-бытовым делам.
Вывод: Данную супружескую пару можно считать совместимой, уровень совместимости близок к высокому.
№ 2. Родители Ивана А.
В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.
Для данной семьи характерна ориентация на выполнение супругами хозяйственно-бытовой функции. Для жены также большую значимость имеет привлекательность внешнего облика. Средние показатели по шкалам: воспитательной, социальной активности и эмоционально-психотерапевтической.
Наблюдается четкая согласованность семейных ценностей. Единственной причиной разногласий здесь может быть большая для мужа, чем для жены значимость интимно-сексуальных отношений.
Муж и жена адекватно оценивают свои роли в семье. Причиной возможных разногласий могут быть лишь установка жены на большую эмоциональную поддержку со стороны мужа.