Дидаскология

Верпивская

отмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень сформированности пед. убеждений". Кобзев М.

С.:"В качестве целей пед. образования выступает личность будущего учителя". Сластенин:

"Теория целей подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к описанию его личности как профессионала".

Цель проф.

подготовки -

здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует личностную и проф. позицию учителя.

Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели подготовки и формирования личности учителя.

Сластенин:

"Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных характеристик по конкретным специальностям".

В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу суждений компетентных лиц (работники органов народного образования, руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед. университетов).

На одном из первых этапов:

из ряда качеств,

расположенных в случайном порядке, выбрать наиболее важныеи проранжировать (готовность к выполнению пед. функций). Ряд качеств:

общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность, принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм,

организаторские качества — деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя, коллективизм,

коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность,

перцептивно-гностические — наблюдательность, понимание других людей, умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к делу,

экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.

В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг:

общая направленность, организаторские, коммуникативные.

Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества, затрудняющие пед.Д

учащихся:

личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело, безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-",

2 этап исследования -

картограмма параллельных по типу профилей в модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю:

очень значимо, значимо, средне значимо и т. д.

Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию.

Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее время.:

высокая гражданская активность и соц. ответственность,

главный ориентир Д - высокий проф. долг,

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце,

не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития детей, опираясь на диагностику личности

воспитуемого,

подлинная интеллигентность,

духовная культура,

желание работать совместно,

способность к созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе,

инновационный стиль научно-пед. мышления,

готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений (инд. стиль пед. Д),

испытывание потребности в самообразовании,

физическое и психическое здоровье,

проф. работоспособность,

самоотверженность и подвижничество.

12.

10.

99г.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19