Дидаскология
учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его развитие.
Т.
о. проф.
становление
педагога есть самоопределение его личности в культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке.
Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед.
культуры:
1) гносеологический: методологическая, исследовательская, интеллектуальная культура;
2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную культуру,
3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную;
4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую, экологическую, физическую, эстетическую культуру;
5) нормативный: правовую, управленческую;
6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную культуру.
На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство).
Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника, понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-ценные качества личности.
Теоретико-методогический анализ:
содержание пед.
образования -
есть отражение важнейших измерений бытия человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании.
Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед., социогуманистич., культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии.
При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен образования -подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерно организованный процесс общей и профессиональной человека.
В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие принципы (Сластенин):
1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной программами;
2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство образовательного процесса;
3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания, единства требований;
4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-пед., социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов;
5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и техниками;
6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор объема, темпов, форм образования;
7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового (бакалавр), полного (магистр),
высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед.
ВУЗасейчас следующие:
1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя целостную гуманитарную и естественно-научную картину мира, овладение критериями оценки природы и социальных явлений феноменом культуры, способов добывания, обработки и хранения информации. Это научает видеть свой предмет в уч. процессе школы (например, физика, математика .)