Дидаскология

На станции у него был пед. техникум. Он выдвинул требования к системе подготовки педагога:

1) овладение научно-теоретическими знаниями и передовым пед. опытом;

2) вооружение прочными знаниями планирования и организации учебно-воспит. процесса (управленческий аспект);

3) осущ-е трудового политехнического воспитания;

4) связь высшего и среднего учебных заведений со школой;

5) форм-е потребности в самост. работе, навыков самообразования.

В поиске соотношения между теорией и практикой он предложил алгоритм обучения:

1) первоначальное накопление пед. опыта;

2) теоретические занятия (анализ пед. опыта);

3) постановка новых задач для практических работ;

4) новая теоретическая обработка полученного материала;

5) синтетический курс.

В 20-е годы создается ряд научных центров по проблеме изучения пед. кадров и специфики учебной профессии. При Центр. Педологическом институте работает комиссия, при Институте повышения квалификации педагогов - кабинеты по изучению труда учителя. При ЦК профсоюзе работников искусств и в ленинградском институте (бехтеревском) работают лаборатории и студии по обучению пед. мастерству.

Там осущ-ся профессиографический анализ пед. труда, который предусматривал:

1) дедуцирование (выведение) профессионально обусловленных качеств личности педагога из системы требований, которые предъявляются обществом к школе;

2) определение личностных качеств учителя, более всего ценимых учащимися;

3) репрезентативный (статистически значимый) сбор эмпирических экспертных оценок профессиональных

качеств учителя и выявление среди них ведущих качеств.

Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя в 20-е годы были получены руководителем одной из студий пед. мастерства (домашнего учителя) Т.

К.

Маркарьяном.

Им выделены след. качества:

способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной Д учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель отрешившись от психики артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предуперждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.

Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя(Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):

определение предрасположенности к пед. деятельности (задатки);

умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;

известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;

настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус всего? педагога;

умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду. В глазах школьников:

знание предмета, умение преподавать,

умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость,

умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом. По исследованиям:

обладать многосторонними интересами, задатки и навыки, любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу.

Инструмент дидаскологии (по Маркарьяну). Предмет - комплексная разработка всех аспектов пде. труда.

"Школа рационализируется только тогда, когда учитель будет также изучен, как и ребенок, и когда будут найдены соотв-щие методы для подготовки учителя".

"Учительский труд занимает одно из первых мест являясь фактором всякой культуры".

Круг проблем, которыми занимается дидаскология:

- учитель как член пед. коллектива (Маркарьян).

- изучение путей и структуры формирования учительского сообщества (слаженный пед. коллектив) = оркестр.

Идею создания дидаскологии поддержал Евгений Константинович Кагаров.Дидаскология должна исследовать следующие вопросы:

анализ пед. процесса и его элементов,

создание на этой основе программы учителя (физич. и психич. требований, которые предъявляются педагогу),

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7