Дидаскология
"Какой учитель лучше?"
Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший может немного "играть", чтобы
учащиеся сами нашли ответ.
Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо быть тихим и внимательным, когда его
учащиеся стараются высказать свои мысли.
Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший учитель еще более скромен:
уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.
Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна. Большой интерес - монография.
Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к образовательному процессу:
обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.
Обучение - как наука и как искусство.
Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения.
Следовательно, педагог должен обладать:
знаниями,
артистическими умениями,
личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности Маслоу.
Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные характеристики:
интеллектуальные,
личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную личность. Характеристики, определяющие умение работать:
знание предмета,
владение материалом,
решение задач . в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы педагогов:
интеллект выше среднего,
быть лучше среди учеников колледжа,
любить и стремится понять людей,
умение излагать свои мысли,
обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),
любить учащихся,
быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,
верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей,
любить общаться с людьми,
обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы с людьми.
Исследования с позиции структурного подхода. Адам
Дрейер: проблемы обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям:
личностные качества учителя,
условия обучения,
дисциплинированные воспитанники,
методика обучения,
оценка знаний учащихся,
трудные пед. ситуации,
отношение к пед. теории.
Личностные качества: поставленный голос, обширный словарный запас, коммуникационные умения, отсутствие дурных привычек, выполнение правил личной дисциплины, такт, знание учеников, профес. этика, умение работать индивидуально и в группе, позитивный подход к жизни и учащимся, эмоциональный самоконтроль. Для преодоления ошибок в дисциплинированности учащихся необходимы снисходительность в сочетании со строгостью и разумной требовательностью.
Т. о. Дрейер раскрывает те сущностные свойства личности педагога, которые характеризуют его всесторонне. Отрицательные стороны его модели - отсутствие структурированности, анализа целостной личности педагога. Основная функция учителя все-таки признается — обучение, а воспитание - явно недооценивается. Это дало возможность Дональду Мидлеру сделать вывод: