Дидаскология
Исследователи 20-х годов: "Учителю д/б присущ творческий подход к пед. Д. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает сама логика пед. действительности, пед. труда. Рубинштейн:
"В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более, что никакие программы не могут
охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю".
"Характерные черты личности педагога: жизнерадостность, бодрость, оптимизм, вера в будущее и в человека".
"Не веря в жизнь, нельзя звать к жизни и вести к ней и в нее".
"Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от признания его учениками".
Маркарьян предложил систему ситуационных испытании
для абитуриентов пед. учреждений:
1) написать сочинение об общих и пед. интересах,
2) придумать интересное, полезное и приятное занятие для детей опред. возраста,
3) описать случай из своей жизни о контакте и общении с детьми,
4) развернутая хар-ка знакомому ребенку,
5) произнести речь или обращение в течение 3-5 мин. на любую тему.
Аутодиагноз
(само .) - опросный лист. Нужно оценить свои способности и возможности и принять решение, часто критическое. В последнем были синтетические тесты (например, прочитать главу из брошюры за опред. время и ответить на вопросы).
14.
09.
99г.
В 20-е годы изучались проблемы профес. пригодности в пед. Д. Эти исследования включали:
антропометрические измерения, врачебную диагностику,
тестовые испытания (интеллекта, памяти, воображения, наблюдательности, сопротивляемости внушению, ощущению времени, быстроте ориентации, логики, сообразительности, пространственного представления, координации движений, глазомера, цветоощущения, остроты слуха)
Институтом повышения квалификации педагогов предпринято сравнительное изучение психологического профиля педагогов
различных специальностей, учащихся и студентов пед. вузов. 300 педагогов, 300 студентов педфака, 100 учащихся.
Результаты: графики развития внимания, памяти .
Выводы: уровень психического профиля учителей выше студентов и тем более школьников, особенно в степени развития наблюдения, логичности и комбинаторных способностей.
Первоначально профессиограммы учителя составлялись умозрительно, дедуктивно. Исследователи понимали недостатки такого эталона и искали пути создания объективной методики. Такая методика давала количественное выражение главных качеств (степень их распространенности и значимости). Осн. методы получения информации, необходимой для разработки программы учителя:
анкетирование, тестирование, оценивание - рейтинг, длительное наблюдение по специальной программе, трудовой метод (метод включенного наблюдения), самонаблюдение, эксперимент,
анализ высказываний учащихся о качествах преподавателя, анализ литературных источников.
Составляется ориентировочный перечень соц., псих., физич., пед. качеств, которыми, по гипотезе, должен обладать педагог. Затем респонденты по 5-ти балльной шкале оценивали качество и степень его универсальности. Можно и дополнить перечень.
Параллельно осущ-сь тестирование.
Но! Отмечалось наличие в тестах элементов хар-ра, которые сводили на "нет" результаты тестов. Фридман: "К материалам тестового испытания следует подходить острожно".
Особое значение в 20-е годы придавалось изучению пед. процесса как средства ориентировки. Попытка расчленить Д учителя на отдельные элементы и составить по каждому подробный перечень операций (каждая операция анализировалась с т/зр качеств педагога).
Знания учащихся и педагогов анализировались: какие качества обеспечивают достижение результата. Исследование (З группы учителей):
сильная, средняя, слабая. Что д/б обеспечить репрезентабельность и достоверность исследований.
Исследование в тот период профессионального травматизма. Проблема сохранения и укрепления физич. и психич. здоровья учителя. У педагогов с большим стажем - одышка, ослабленные голосовые связки, опасность потери голоса.