Дидаскология

Существует противоречие: проф. подготовку осущ-ют внешние структуры (институты), а проф. становление есть результат собственного внутреннего движения.

Т. о. проф. саморазвитие (Сластенин) - процесс интеграции внешней проф. подготовки и внутр. движения, личностного становления человека.

Внешнее задает содержание, формы, схемы, а внутренне движение обеспечивает реализацию ., личностный смысл проф. саморазвития.

Между ними могут быть рассогласования по времени и содержанию.

Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В пед. Д достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и проф. конфликта личности и его проф. Д (превалирование проф-го в структуре Д и личности). => ценность личного снижается, тогда как они взаимосвязаны.

Профессиональное пространство - форма реализации личности педагога (вовлечение в социо-культурный контекст).

Личностное пространство - проблематизация и обновление проф. Д (отвечает за индивидуальность человека).

Способствуют друг другу в развитии.

Такая интеграция может осущ-ться в процессе саморазвития.

Т. о. нбх-о проф. саморазвитие педагога, которое складывается из двух компонентов:

внешнего условия,

внутренней способности учителя, которой он овладевает в процессе удовлетворения потребностей в

обновлении, развитии, самопознании, понимании своей Д, положительных цели и средства.

Саморазвитие как психологический феномен имеет формы.

На 1 этапе запускаются само-процессы, на следующих этапах они порождают новую форму - становятся его механизмами.

Для характеристики проф. саморазвития важно определить критерии саморазвития и механизмы осущ-я саморазвития.

Критерии саморазвития:

1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;

2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;

3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих., организационных, предметных задач;

4) способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего

проф. развития. Механизмы саморазвития:

1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",

2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",

3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,

4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",

5) самоД, которую осущ-ет субъект,

6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,

7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,

8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,

9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям. В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах:

1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет),

2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),

3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога.

Контексты и условия развития самости педагога.

Процесс становления и развития самости предполагает движение в направлениях:

ко все более полному раскрытию природного потенциала,

ко все более широкому освоению спектра средств видения, понимания, выражения, реализации внутреннего потенциала человека.

Связь между ними определяется результатом движения по первому, природному, направлению, который выражен в желании, стремлении, фантазиях, мечтах, воли к осуществлению. Результат движения второго направления - расширяется набор культурных форм, средств выражения. Единство природного и культурного направления - без природного нечему осущ-ся и реализовываться, а без культурного нет форм, средств и способов осущ-ния.

Перейти на страницу: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39