Дидаскология
стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать
результаты Д и отношений;
направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки, анализа, развиитя, определения,
идентификации, детерминации и др.;
способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие ей обстоятельства с учетом
поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от внешних проявлений (не игнорирование, а
устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение);
творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для плодотворных межсубъектных
отношений, взаимодействия, общения.
Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.
Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над обстоятельствами.
Это преобразование имеет место на:
- макроуровне (учащийся проходит по ступеням общего и проф. развития, из звена в звено системы),
- микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его личностного развития и проф. роста). Такое преобразование осущ-ся на основе субъектного подхода, который предусматривает:
смыслопоисковый диалог, как метод развития личности,
средства реализации новых технологий образовательного процесса (взаимодействие, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное проектирвоание, индивидуальное самонаучение и саморазвитие). Субъективный подход имеет длительную и обширную историографию. Философские знания. Субъектное бытие человека изучалось:
1) в философских учениях: "человек деятельный" и "познающий субъект" (Гегель, Кант, Фейербах);
2) вопросы онтологии субъекта, трансцендентальной сущности субъекта (Хайдеггер, Каиин, Гуссерльд и др.);
Особое место отводится в исследовании онтологической проблемы идеи русской философии (Бердяев, Зеньковский, соловьев, Лосский, Флоренский и др.). Они связывали субъектную активность человека с любовью к жизни, к Богу.
Свою высшую представленность идея субъектности получила в XX столетии в рамках персонологического направления:
индивидуальная психология (Адлер),
аналитическая псияхология (Юнг),
эго-психология (Эриксон, Фромм, Хорни),
феноменология (Роджерса),
гуманистическая психология (Маслоу),
общая психологическая теория (Узнадзе),
концепция психической акитвности субъекта (Ананьев, Блонский, Выготский, Рубинштейн),
концепция отношений (Мясищев).
Этапы развития идеи субъектности:
1) конец XIX-началоХХв. в. - подготовительный: субъектная проблематика проявляется в попытках построения концепций личности (Грот, Лазурский, Узнадзе, Соловьев ),
2) 30-60 г. г. - рождение субъектной проблематики, концепция природы психической активности субъекта, категория субъекта начинает занимать прочные позиции в фил-псих. исследованиях. Субъектность - это основополагающая характеристика личности.
3) 60-80г. г. - закрепление ведущих идей психологии субъекта в концепциях персонализации, индивидуализации, подситуативности, адаптации (Асмолов, Братусь, Петровский А. В. и В. А., Чудновский и др.). Появляются работы Абульхановой-Славской об исследовании феномена субъекта Д.
4) 80- настоящее время. "Бум", второе рождение субъектной проблематики. Ряд концепций:
жизнеД личности (Абульхановой-Славской), виртуальной и возвращенной субъектности (В. Петровский), субъектной реальности, субъектно-генетическая.
Это центральная проблема в исследованиях Института Психологии Рос. Академии Наук во главе В. Брушлинского.
Одновременно с фил-псих. поисками исследование феномена субъектности идет в пед. науке. Фил-пед. воззрения.
Античность: уже обозначились проблемы субъектного существования человека, субъектная позиция учителя. Человек - субъект, активно творящий и преобразующий окружающий мир.