Дидаскология
Это в центре фил-пед. идеи и эпохи Возрождения (Томас Мор, Рабле, Роттердамский). Развитие активности и самоД учащихся. Затем идеи позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Бэкон).
Активность личности в процессе жизнеД (Коменский, Локк, Руссо). Идея развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Дидро).
Ценности человеческой личности и ее стремление к саморазвитию (Песталоцци). Субъектная позиция учащихся в учебно-воспитательном процессе (Дистервег). Большинство отеч. пед. мыслителей прошлого отстаивали идеи полисубъектной педагогики, характер отношений педагога и учащихся, образование и саморазвитие личности, ценностно-смысловую сторону пед. Д.
Центральное место в пед. системах в ХVIII-ХIХ в. в. занимали личность ученика и личность учителя, процесс взаимодействия между ними: активность, самостоятельность, творчество, инициатива. В этом значимость развития полисубъекной педагогики нашего века. Все призывали: надо постоянно изучать учителю внутренний мир учащихся, построение пед. процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Бецкой, Герцен, Добролюбов, Новиков, Каптерев, Ушинский).
Российская пед. мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала в сер. 80-х г. г. ХХв. Современные концептуальные модели подготовки специалиста ориентируют на полисубъектность, на становление и развитие субъектной позиции учащихся. Но на Западе позиция специалиста изучалась на несколько десятилетий раньше из-за гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, .).
Субъектная проблематика в настоящее время - центральное место в теоретическом и прикладном исследовании всех наук о человеке и приоритетное направление в изучении псих-пед. механизмах личностного и проф. развития людей.
Современная теоетическая модель формирования субъектной позиции учителя может быть продуктивно выстроена на основе принципов синергетического мировоззрения (в любых формах жизнеД личности), что позволит переориентировать образовательную стратегию на личность учащихся, его равноправие с учителем, увидеть неодномоментность развития личности в пед. процессе и неоднозначность пед. воздействий и пед. процесса в целом. Подробное изучение синергетической парадигмы => вывод о его внутренних связях с полисубъектной идеологией образовательного процесса.
Принципы функционирования образовательного процесса:,
центр учебно-воспитательного процесса - личность учащегося, учащийся - субъект образования и воспитания, способный влиять на них и занимает активную творческую позицию,
отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, от манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение акцента с накопления ЗУНов на поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающихся в жизни.
Субъектные функции образования:
1) развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,
2) воспитание инициативы и ответственности в природных и социальных сферах,
3) обеспечение возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации,
4) овладение средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы,
5) создание условий для самостоятельности, саморазвития, творческости, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.
Их реализация ставит проблему разработки и внедрения новых образовательных технологий, которые преодолели бы безличность, безсубъектность (т. е. моносубъектность), его отчуждение от реальной жизни. => Нужно не частичное обновление методов обучения и воспитания. Сущностная специфика субъектной технологии образования закладывается не столько в передаче знаний, сколько в обучении жить в раскрытии творческой индивидуальности, в совместном личностном росте педагога и учащихся, индивидуальной оптимизации путей роста.
Субъектная технология преодолевает отчуждение учителей и учащихся друг от друга и от учебной Д. Она предполагает кардинальный разворот к личности, уважение, достоинство ее принять, создание условий для развития учащихся и учителя, полноценное проживание ими жизни. Учитываются особенности внутреннего мира, соединение социального и личностного начал в человеке при главенстве личностного. Субъект в современной педагогике и психологии рассматривается в двух значениях: