Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в группе одаренных детей при использовании методики «Секрет» сохранилось отсутствие IV статусной категории, что может быть рассмотрено как дополнительное свидетельство более выраженного благополучия их взаимоотношений.
Анализ социометрических выборов показал, что взаимных эмоционально-положительных предпочтений в группе одаренных детей не только было больше, но они были и значительно интенсивнее. Указанная особенность взаимоотношений одаренных детей обнаружено и при сравнении с данными других авторов по показателям взаимности социометрических выборов. Так , например, Т.А.Репина указывает, что в группах старших дошкольников взаимные выборы встречаются в 28% случаев. Схожий показатель (33%) был получен в обычной группе детского сада (с использованием методики «Секрет»), тогда как в группе детей с высоким уровнем развития 61% всех сделанных выборов был взаимным.
Таким образом, можно говорить о том, что благополучно складывающиеся взаимоотношения в группе умственно одаренных детей имеет свою специфику.
Она проявляется в том, что большая часть членов этой группы занимает в структуре взаимоотношений благоприятное положение, и тем, что они объединены друг с другом более интенсивными эмоционально-положительными привязанностями.
Такой вывод подтверждает и анализ объяснений детьми своих предпочтений. Он доказал, что большинство детей с высоким уровнем развития давало обобщенные, точно аргументированные ответы, тогда как дети из обычных групп детского сада часто давали ситуативно обусловленные объяснения, либо затруднялись ответить о причинах своих симпатий.
Особенности взаимоотношений одаренных детей проявлялись и в отсутствии социометрической структуре I статусной категории,что, например, по данным Т.А.Репиной , в старших группах встречается крайне редко. Тот факт, ни один ребенок в рассматриваемой группе не занимал лидирующего положения, связан с некоторыми общим личностными тенденциями одаренных детей.
Благоприятно складывающиеся межличностные отношения не исчерпывают специфику взаимоотношений в группе одаренных детей. Уже говорилось выше, что оно определяется и особенностями деловых отношений
. Как показали наблюдения за взаимодействием детей, в целом такие отношения имели выраженный конкурентный характер. Однако проявления соперничества между детьми на разных этапах взаимодействия были различны. Так, в группе не было выявлено сколько-нибудь четко оформленных изолированных, конкурирующих между собой игровых объединений. У детей также не наблюдалось стремление играть в одиночку. Как правило, в свободное от занятий время они стремились организовать совместную игру, вовлекая в нее большинство или всех членов группы.
Более того, практически каждый ребенок мог стать инициатором игры, чье предложение «поиграть» поддерживалось группой. Но уже на первоначальных этапах совместной игры деловые отношения детей начинали приобретать характер соперничества. Ребенок (или небольшая группа) пытался настоять на том, чтобы остальные играли именно в его игру (разыгрывали предложенный им сюжет), не предпринимая попыток договориться – либо вообще игнорировались, либо в преобразованном виде выдавались за свои. В ходе игры дети могли видоизменять свои роли, придавая им большую привлекательность, заменять на другие, не согласовывая с играющими свои желания и намерения, т.е. в их общении доминировала такая форма распределения функций совместной деятельности, как индивидуальное решение.