Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Г.Л.Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое определение лирики: «Эпический способ был основан на воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни»(1,46). В работе Ф.М.Головенченко «Введение в литературоведение» мы встречаем такое определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека… Лирический способ в отличие от эпического способа литературного изображения предполагает не изображение внешнего по отношению к писателю мира, а непосредственное выражение мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями этого внешнего мира»(11 260).
Т.И.Сильман дает определение произведениям лирического жанра, лирике: «лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигму субъективного переживания и с установкой на обнаружение подлинной сути этого переживаемого отношения»(47, 27).
Такие определения (за исключением определения Т.И.Сильман) никак нельзя признать соответствующими действительности и методологически убедительными. Получается, что эпический писатель только изображает внешний мир и не выражает своего осмысления этого мира и своего эмоционального отношения к нему, а писатель лирический только выражает свои мысли и чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали в нем эти мысли и чувства.
К тому же данные определения наводят на мысль о тождественности поэтических чувств с обычными переживаниями. Однако при всей своей кажущейся очевидности представление о лирике как о непосредственном выражении реальных жизненных чувств и переживаний, в сущности далеко от истинности. Но если теоретики литературы дают подобные определения, то нет ничего удивительного во мнении простых читателей, которые считают, что лирические переживания есть не что иное, как обычные житейские чувства, но только облеченные в стихотворную форму.
М.А.Палкин в своей работе «Лирика как искусство стихотворного слова» подобное представление о лирике объясняет "…особой структурой лирического образа-переживания, в котором непосредственность и безыскусность выдвинуты на первый план, а всё опосредованное и условное спрятано в глубину образа"(36,36).
Так как выше было указано, что все эти рассуждения не относятся к определению Т.И.Сильман, то хотелось бы более подробно рассмотреть мнение Т.И.Сильман. Она в своем определении отвлекается от таких сторон лирического стихотворения, как ритмическая, звуковая и графическая организация текста, «…имея в виду, что они не менее характерны для всякого произведения поэтического характера…Мы отбрасываем здесь также часто связываемое с понятием лирики понятие так называемой эмоциональной взволнованности». Т.И.Сильман объясняет это тем, что взволнованность является характерной не только для лирики. Данный автор, как и выше перечисленные, сравнивает лирику и эпос, но ее сравнение кажется нам более удачным, верным, она считает, что для лирики, в отличие от эпического повествования, «…характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения. Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром её семантической структуры является момент постижения лирическим героем того или иного явления или события, составляющего определенную веху в некой индивидуальной душевной биографии»(47, 5).
Для нас важно то, что Т.И.Сильман и М.А.Палкин в своих работах попытались показать, чем же действительно отличается лирика от других жанров. Так М.А.Палкин пишет, что лирическое произведение не просто выражает чувства и переживания автора, а «…образно, художественно воссоздает их средствами стихотворной речи… Уже одно то, что поэт для образного воплощения своих переживаний вынужден пользоваться исключительно речевыми средствами и к тому же высказываться стихами, т.е. так, как в повседневной жизни люди чувств не выражают, свидетельствует о том, что нельзя определять лирику как непосредственное выражение чувств»(36,35). Т.И.Сильман видит отличие в том, что лирическое стихотворение «…отражает в смысловом плане миг постижения поэтом (или лирическим «я») какого-либо явления или события внешнего или внутреннего мира в качестве личного переживания этого лирического я»(47, 27). Кроме того М.А.Палкин говорит об особом отношении лирической поэзии к слову и речи. Отношение это–особое, отличное от того как относится к слову эпическая проза. «В лирике слово воспроизводит не столько внешний объект, сколько вызванные им переживания, поэтому оно более «выдвинуто» и «осязаемо», чем в эпической прозе»(36,143).
Следующий важный для нас вопрос - предмет и содержание лирики
. Этому вопросу в современной литературе уделено достаточно много внимания. Мы приведем рассуждения Т.И.Сильман и М.А.Палкина.