Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено - или в глубь самого себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления природы. Все это и создает в лирике ее общие, типологические, исторически повторяющиеся тематические различия"(39, 62-63). Таким образом Г.Н.Поспелов выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей лирика может быть по преимуществу "обращена к самоанализу, заключать в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на постижение идеала"(39, 64).
Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью проявляются в медитативной лирике.
Произведения медитативной лирики представляют собой "воспроизведения тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это - эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой -либо индивидуализированной конкретности бытия… Содержание произведений медитативной лирики не является прямым, адекватным выражением переживаний поэта, эмпирически протекающих в его сознании. Если бы это было так, то медитативная лирика представляла бы собой психологическую фактографию, которая не имела бы обобщающего значения, не осознавала бы и не усиливала бы характерности своего предмета. Тогда она имела бы значение только для самого поэта и его ближайшего бытового окружения. Это и бывает в так называемых «стихотворениях на случай». Но лирика - это также искусство, творчески типизирующее жизнь. Переживания, воспроизведенные в лирической медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной своей индивидуализации"(39,67-68).
Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает медитативным «подтекстом». "Тогда эмоционально-обобщающая мысль поэта проявляется или в ясно ощутимой экспрессивности описания, или же в каком–нибудь медитативном зачине, или концовке, или в чем-нибудь другом, тому подобном. Тогда она как бы озаряет все описание своей эмоциональной обобщенностью. Нечто подобное происходит и в повествовательной лирике. В ней, как и в эпосе, повествование требует, конечно, каких-то персонажей, их действий и отношений, из которых складывается какое-то происшествие. Только изображая все это, художественная речь и становится повествовательной. Однако для того чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не лиро-эпическим), необходимо, чтобы оно было очень коротким и при своей краткости ощутимо экспрессивным, а через все это – скрыто, подспудно медитативным"(39, 158).
В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные возможности лирики. "Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в произведениях отвлеченно–медитативной лирики социальное бытие людей не типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном лирическом субъекте"(39, 83)
Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение оказывается обычно очень кратким. Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод: "…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной изобразительности"(39, 100). Так возникает медитативно- изобразительная лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно, количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативная лирика.
В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего, объективного мира. Тем самым "лирическая медитация развивает в себе свой собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и разнообразный"(39,102).