Литературоведческие основы изучения лирических стихов
, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин "образ"(В.Ф.Огнев, Б.П.Городецкий), другие- "лирический герой"(Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев, Б.О.Корман). Однако Г.Н.Поспелов не согласен ни с теми, ни с другими, он высказывает мнение, что такое обозначение не соответствует особенностям предмета: "Герой, в широком смысле слова,–это действующее лицо произведения, а медитативная лирика не изображает действий в их «бытийной» конкретности". Он считает неудачным и термин «лирический персонаж»: "…Персонаж–это «бытийно» индивидуализированная личность, а в медитативной лирике нет такой индивидуализации"(39,71). Поэтому Г.Н.Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом».Мы в дальнейшем будем пользоваться термином "лирический герой", так как он наиболее употребим в школе.
Мы говорим: поэзия мыслит образами. В большинстве современных работах о лирике своеобразие лирического образа сводится к тому, что он представляется как образ чувства или переживания. «Основным содержанием образа в лирике, - считает Б.П. Городецкий, -становится не столько лицо, предмет или какое-либо другое явление внешнего мира, сколько вызванное ими чувство или тот или иной оттенок его, передаваемые в ореоле предметных конкретных ассоциаций из внешнего мира»(12 6).С точки зрения В.Ф.Огнева "Образ – это как бы спеленатая мысль"(34, 60). М.А.Палкин считает лирическую образность многослойной: "Её наружный, непосредственно воспринимаемый слой – словесно-речевой. Восприняв образную речь автора или вымышленного лирического персонажа, читатель проникает во второй слой – образ говорящего, а через него и его речь постигает образы тех предметов и явлений, в окружении которых находится лирический герой"(36,21).
По словам В.Ф.Огнева в образе всегда "…аккумулируется большая смысловая энергия"(34, 60). Но до какого-то момента все это скрыто. Чтобы образ обнаружил скрытую мысль, «заговорил», надо, чтобы он пришел в движение, в соприкосновение с другими образами.
Очень интересной нам показалась мысль М.А.Палкина выделить три разновидности лирического образа: образ – переживание; образ человека, которому принадлежит переживание; образы предметного мира вызывающие переживания. В составе лирического произведения эти образы не обособлены друг от друга, а существуют как органическая целостность словесно-образного высказывания"(36,16).
Термин "лирический герой" впервые был употреблен Ю.Н. Тыняновым в статье «Блок» (51,21): «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой не рожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас» (51,118).
В настоящее время термин «лирический герой» имеет несколько значений. В широком смысле лирическим героем называют образ любого человека, находящегося в центре лирического стихотворения. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» для школьников говорится: «Лирический герой – это образ такого героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены»(39,73). О лирическом герое как о «родном брате» эпического и драматического героев пишет в «Заметках о лирике» Т.И. Сильман.
В более узком смысле лирический герой понимается как образ поэта, каким он предстает в совокупности своих лирических стихотворений. Именно такое содержание вкладывает в этот термин Л.И.Тимофеев: «Понятие лирического героя – в конечном счете это понятие, возникающее не в творческом процессе, а в процессе его восприятия, позволяющее увидеть поэта во полноте его творческого развития, во всем его значения»(49, 226).
Ещё более узкий смысл термину «лирический герой» придает Б.О.Корман. По мнению Кормана, лирический герой есть лишь в тех лирических произведениях, в которых главным предметом изображения является сам поэт: «Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром, внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр.»(39,57).
Мы считаем важным после вышеперечисленных мнений привести высказывание Г.Н.Поспелова: "Субъект лирической медитации - это особого рода литературный тип, это всегда в той или иной мере плод творческого воображения поэта, а не реальное лицо, непосредственно взятое из жизни"(39, 69).
Действительно, о самых своих, казалось бы, интимных переживаниях поэты ощущают необходимость рассказывать многим и многим, и даже сами склонны читать свои произведения вслух перед совершенно незнакомой аудиторией. Это – потому, что они, по сути, рассказывают уже не «о себе», а "в объективированной форме сообщают об определенных душевных переживаниях, которые открылись им на основании личного опыта, нашедшего отражение в том или ином стихотворении"(47, 38). Следовательно, лирическое стихотворение нам интересно не тем, кто именно является носителем мыслей, чувств, какие лица находятся в тех или иных взаимоотношениях друг с другом. Оно интересно тем, каковы были мысли, чувства, решения и «открытия» лирического героя в связи с определенными взаимоотношениями, событиями, переживаниями.