Из истории методики работы над лирическими стихотворениями.
3. В учебник для третьего года обучения К.Д.Ушинский поместил следующие лирические стихи: "Зима", "Светлое зимнее утро", "Зимнее утро в столице", "Наступление зимы", "Цыганский табор" (Пушкина), "Весна" (Майкова), "Дядюшка Яков" (Некрасова), "Рябинушка" (народная).
Таким образом, в учебнике К.Д.Ушинского для первого года обучения содержится 11 лирических стихотворений, представлены такие авторы, как Пушкин, Майков, сам К.Д.Ушинский, также произведения заимствуются из других книг для чтения. Кроме этого в учебнике приведены народные песенки, 4 из которых близки к лирическим стихам.
В учебнике для второго года обучения использованы 7 народных песенки и 36 лирических стихов (авторы: Огарев, Майков, Никитин, Пушкин, Туманский, К.Д.Ушинский Аксаков, Баратынский, Берг, Тютчев, Плещеев, Бернс, Кольцов, Жадовская, Некрасов, Фет).
Учебник для третьего года обучения, учитывая значительно больший объем книги, отличается значительно меньшим количеством лирических стихотворений, всего лишь 8(из них одна - народная песня). При этом представлены только три автора: Некрасов, Майков, Пушкин.
Несмотря на то, что в учебниках К.Д.К.Д.Ушинского много лирических произведений, сам он считал "преобладание лирического элемента в нашей поэзии", мешающим при подборе стихотворений. К.Д.Ушинский не относил такие стихи к разряду детских. Те же произведения, которые все же были помещены в учебниках, он или переделывал, или сильно сокращал.
Рассмотрим теперь методику преподавания стихотворений, которую предлагает К.Д.Ушинский. Учитель, по его мнению, сначала излагает детям содержание стихотворения, затем объясняет каждую мысль, каждое слово. После этого учитель прочитывает стихотворение по частям и дети "тут же в классе легко заучивают одну часть за другой". На втором году обучения от детей можно требовать писать без ошибок все маленькие заученные ими стихотворения. Говоря о чтении художественных произведений, К.Д.Ушинский постоянно предостерегал учителя от излишества в толкованиях и вопросах при чтении. Он выдвигает два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его перечувствовали: "…на практике эти два требования часто противоречат друг другу. Длинные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято". Стремясь устранить это противоречие, К.Д.Ушинский дает учителю ряд указаний: "Чтобы избежать этого затруднения, следует предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предлагается прочесть, а потом уже читать его, не ослабляя впечатления излишними толкованиями: так, например, прежде, чем вы прочтёте детям какую-либо песню Кольцова, …побеседуйте так, чтобы песня Кольцова была поэтическим результатом вашей беседы. Тогда дитя, не затрудняясь уже пониманием песни, воспримет вполне её поэтическое впечатление"(52,12).
К.Д.Ушинский подчеркивает важность заучивания стихотворений наизусть, но они "…должны разучиваться во время урока, чтобы не давать детям большого труда учить их вне класса, потому что это трудное зазубривание стихотворений убивает их эстетическое впечатление…; в классе, же под руководством учителя, помогающего вопросами памяти детей, изучение стихотворения идет очень скоро"(12).
Чтению стихотворения К.Д.Ушинский рекомендует предпосылать чтение и разбор близких по теме деловых статей, так как это избавляет учителя от необходимости толковать о предмете стихотворения.
Н.Ф.Бунаков
, развивая взгляды К.Д.Ушинского, придавал большое значение усвоению детьми поэтического языка представителей русской поэзии: Пушкина, Гоголя, Кольцова и др. Н.Ф.Бунаков предлагает при работе над стихами учитывать возраст детей. Так, «в младшем отделении (первый учебный год), когда ученики могут уже сами читать книжку, возможно иметь в виду только элементы эстетического чувства, любви к природе и к ближнему, возбуждая их художественными картинками небольшого объема и достаточно яркими: стишки про пойманную и освобожденную птичку, умело выбранные картинки весны, лета, осени, зимы и т.п. будут понятны маленьким ученикам, вызовут в их душах знакомые и милые образы, а вместе с тем и чувства. Такие миниатюрные картинки в прекрасных стихах производят большое впечатление на маленьких учеников, если учитель читает их вслух с надлежащим выражением, и очень нравятся им. Тут не требуется почти никаких объяснений. Достаточно двух-трех вопросов: что описано в стихах? Какие предметы названы? Что сказано о каждом предмете? Маленькие ученики охотно и заучивают такие небольшие картинки в стихах прямо со слов учителя, конечно, не разом, а по частям, при помощи одиночного и хорового повторения» (4,212).