Из истории методики работы над лирическими стихотворениями.
После Октябрьской революции в книгах для чтения классика почти исчезла. Вплоть до 50-х годов возникают различные программы, руководства по чтению. Главная задача, которую они ставят перед собой – показать эксплуатацию народных масс, страдания угнетенных до революции и перспективу будущей "светлой" жизни. Разработка такого содержания обучения отодвигала на второй план частную методику. Понятно, что в этих условиях, не могло быть разработанной методики преподавания лирических стихотворений, да и как таковых этих стихотворений было не так уж и много. В конце 40-х и 50-х годов начинается усиленная разработка вопросов обучения чтению, выходят книги, в которых появляются описания работы над стихами. Мы рассмотрим некоторые методики.
А.И.Воскресенская и М.Л.Закожурникова
в своей работе "Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе" (1950 г.) не выделяют как таковой работы над стихами, но мы можем, опираясь на отдельные высказывания, составить общее представление о их рекомендациях по данному вопросу. Так авторы советуют уже в 1-2 классах учить детей понимать значение паузы, ударения, интонации и темпа чтения, а в 3-4 должно быть положено начало сознательному отношению учащихся к выразительности чтения в зависимости от содержания. Учитель также должен обращать внимание на постановку логических ударений, интонацию, ритм. Особое значение при этом придается чтению самого учителя, то есть учитель должен показывать, в каком ритме написано стихотворение, с какой интонацией его нужно прочитать и т.д. Авторы советуют практиковать также и другие приемы, чтобы добиться выразительного чтения: Полное, хорошее разъяснение того, что способствует пониманию содержания, хоровое чтение, заучивание наизусть и др.
Авторы упоминают и о работе над изобразительными средствами языка, с 3-его класса предлагается вести работу над эпитетами (не вводя определения)и сравнениями.
Все вышесказанное об этой методике у авторов относится ко всем видам художественных произведений, как к стихам, так, например, и рассказам, что является отрицательной стороной методики. Другой ее недостаток заключается в том, что авторы очень подробно подходят к вопросу о выразительности речи, но совсем не говорят о том, как добиться понимания произведения, что не менее важно.
Работа "Методика русского языка в начальной школе" Каноныкина Н.П. и Щербаковой Н.А.
того же периода (1950г) отличается более полным раскрытием методики преподавания чтения и, в частности работы над лирическими стихотворениями. Здесь мы уже встречаем отдельную статью, посвященную этой теме.
Для организации методически правильной работы, авторы предлагают выделить лирику живописную, психологическую, живописно-психологическую и лирику мысли, о чем уже было сказано в первом параграфе. Они верно полагают, что каждый вид лирики требует своего определенного подхода. Так в стихотворениях, относящихся к живописной лирике, "…задача сводится к полноценному усвоению образа, как он дан писателем… предполагается три момента работы после чтения стихотворения: а)разложение образа на отдельные частные образы, б)уточнение их и в)собирание образа, восстановление его" (18,207). Заключительным моментом этой работы является повторное выразительное чтение.
При работе над психологической лирикой предлагается описывать переживание и объяснять, почему оно возникло. Но чаще всего, по наблюдениям авторов, в школе мы имеем дело с живописно-психологической лирикой. При чтении таких стихотворений важно провести работу над образом и установить переживание, а затем связь этого переживания с вызвавшим его образом.
Задачей лирики мысли является раскрытие мысли стиха. При этом надо иметь в виду, что часто в таких стихотворениях имеются строки, выражающие главную мысль. С этих строк, как считают Каноныкин и Щербакова, удобнее всего начинать разбор. В других строках эта мысль конкретизируется. После выяснения содержания устанавливается в соответствии с ним общий тон стихотворения. Возможен разбор языковых средств без употребления специальной терминологии, и в этом мы видим сходство с методикой Воскресенской и Закожурниковой.
Обобщая все сказанное, авторы методики намечают порядок работы над стихотворениями:
1. Подготовительная беседа, подводящая к восприятию образов стихотворения или настраивающая учащихся на созвучное стихотворению настроение. В беседу вводятся незнакомые для учащихся слова стихотворения.
2. Чтение стихотворения учителем при закрытых книгах учащихся.
1. Чтение стихотворения в целом учениками про себя и вслух.
2. Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений и неясных по значению для отдельных учащихся слов.
3. Обобщающие вопросы по стихотворению в целом.
4. Подготовка к заключительному чтению учащимися стихотворения (устанавливается тон, темп, ритм чтения).