Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Последним звеном в распаде прежних группировок было появление Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). РАПХ при поддержке партии быстро занимает господствующее положение среди художественных организаций. Постановление ЦК партии от 23.04.1932 г. только укрепило господствующие позиции РАПХ. Впоследствии создается единый союз художников СССР, завершивший производство между различными направлениями в искусстве.
Во второй части урока учитель на основе воспоминаний корреспондента «Комсомольской правды» Костина В.И., формирует у учащихся представление о культурной жизни 30-х годов.
На уроке приводятся следующие отрывки из воспоминаний, помогающие учащимся окунуться в дух эпохи, как бы изнутри посмотреть на жизнь художников. Ниже приведены примерные блоки информации по этой теме.
«Работа в редакции «Комсомольской правды» в начале 30-х годов все более втягивала меня в борьбу разных художественных группировок и обществ, которая приобрела к тому времени не только острые формы, но и особый характер. Дело в том, что в жизни художников появилась новая общественная сила, приобретавшая все более важное и даже доминирующее положение в художественной жизни страны. Я имею в виду объединение группы молодых художников, только что окончивших московский Вхутеин, преимущественно монументальное его отделение, и решивших занять в изобразительном искусстве то же самое место, какое занимала в литературе группа писателей, организовавшая еще в начале 20-х годов Российскую Ассоциацию пролетарских писателей - РАПП.
Считалось до этого, что в изобразительном искусстве функции пролетарской художественной организации выполнял в значительной мере АХР. Поэтому как бы и не было нужды в создании Ассоциации пролетарских художников. Но не так думали молодые вхутеиновцы, объединившиеся еще в институте на позициях, близких РАПП. Группа молодых вхутеиновцев, опираясь на принятое положение о развертывании классовой борьбы, разделила всех советских художников на три категории: 1. буржуазных, 2. мелкобуржуазных, колеблющихся попутчиков, которых следует перевоспитывать, и 3. истинно пролетарских, передовых художников. Основным критерием в определении творчества художника считалось его социальное происхождение и, во вторую очередь, уже само содержание его искусства (…) Во главе этой группы стояли –Цирельсон Я., Вяземский Л., Северденко А., Кононов Г., Осипов П., Невежин Ф., Валев В., Блинова Е. Имея еще малую художественную практику, они могли вступить лишь в одну из молодежных организаций уже существующих обществ. После некоторого колебания между «Молодым Октябрем» и «Омахром» они избрали последний и сразу же повели борьбу внутри АХР (…)
В начале 1930 года омахровцы подготовили проект декларации РАПХ и выступили с ним на заседании изосектора Коммунистической Академии в здании на Волхонке, рядом с Музеем изобразительных искусств. На заседание пришел и Владимир Владимирович Маяковский. Он сидел рядом с председательствующим с Иваном Людвиговичем Мацей, по другую сторону от него место занял Кацман Е. Я и мои друзья из «Молодого Октября» сидели против Маяковского по другую сторону стола. Сообщение делал и зачитывал декларацию Вяземский Л. Владимир Владимирович все время рисовал окурком, обмакивая его в чернильницу.
Декларация представляла из себя набор демагогических, вульганизаторских положений, во многом воскресавших уже битые лозунги и положения Пролеткульта. Одним из первых выступил Маяковский.
Вслед за Маяковским выступил и я, резко раскритиковав многие положения декларации. В то время я был членом «Молодого Октября», организации, стоявшей на более «левых» позициях, чем другие художественные общества и группы. Я помню, как на одном из собраний группы мы внесли предложение в сектор искусства Наркомпроса о том, чтобы в Большом театре, в этом оплоте, по нашему мнению, консервативного «дворянского» искусства, не менее чем два раза в неделю показывали бы кинофильмы. Основной состав «Октября состоял из художников-плакатистов, книжников, производственников. Председателем «Октября» был Новицкий П.И., в руководстве состояли Моор Д.С. и Дейнека А.А. Мы стояли за искусство жизнестроения, за участие художников в создании рационально-конструктивных вещей, за непримиримую борьбу с украшательством и мещанством в быту и в искусстве.
Мы непрерывно выпускали свои декларации, которые немедленно подвергались разгрому со стороны организовавшегося в мае 1931 года РАПХ. Он все более набирал силу и практически руководил уже всей художественной жизнью страны. В основном это была борьба слабых художников с талантливыми и ищущими советскими художниками , прикрытая демагогическими и вульганизаторскими рассуждениями и теориями. У меня до сих пор сохранилось много листочков с выписками из статей и докладов. Были показательны их выступления против каких-либо анализов художественной формы и каких-либо разговоров о художественном качестве. В одной из статей наиболее часто выступавшей в печати среди лидеров РАПХ Вяземский Л. писал так: «Художественное качество – вещь очень спорная, «надклассовое» гиперинтеллигентское мерило, за которым скрываются длинные уши буржуазного художника. За интеллигентским писком защитников гегемонии «формального» момента в творчестве художников слышишь теперь если не враждебность, то полную отрешенность буржуазного и мелкобуржуазного художника от творческой энергии строителей социализма.