Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

В ходе урока предполагается повысить интерес учащихся к истории развития советской культуры. Отличительной особенностью урока является использование на уроке мемуарной литературы (воспоминаний Костина о культурной жизни Советского Союза).

Цель урока – показать учащимся сложность культурной жизни, многообразие различных течений в искусстве, взаимодействие их и влияние партии и правительства на развитие искусства.

Задачи:

а) образовательные:

сформировать у учащихся представление о художественной жизни общества, различных направлениях в искусстве, художественных объединениях;

сформулировать у учащихся понятия: художественная организация (объединение), направление в искусстве;

усвоение учащимися причинно-следственных связей взаимодействия и взаимовлияния различных художественных организаций, роли личностных связей в искусстве;

б) развивающие:

формирование у учащихся умения использовать мемуарную литературу как исторический источник;

умение делать выводы на основе мемуарной информации;

в) воспитательные:

воспитание нравственных ценностей и чувства толерантности по отношению к искусству;

умение уважать точку зрения любого человека на то или иное направление в искусстве.

Ход урока.

Во вводном слове учителя – общий обзор проблемы связанной с необходимостью формирования новых творческих организаций и объединений, дается характеристика наиболее известных из них с указанием входивших в них художников. Поясняются причины исчезновения плюрализма в искусстве, влияние идеологии на развитие искусства.

В период восстановления народного хозяйства и широкого культурного строительства большие перемены претерпело дело просвещения масс и идейного их воспитания, вместе с тем и советское искусство. В 1922 г. ХII съезд ЦК ВКП (б) выдвинул новые задачи в области идеологической работы. Партия придавала большое значение глубокому изучению и правовому изображению жизни, разностороннему отображению в искусстве великих перемен, происшедших в стране, показу нового общественного уклада и ростков нового быта, воссозданию героических страниц революции и гражданской войны, раскрытию образа нового человека, вышедшего из массы рабочих и крестьян, нового героя – борца и строителя.

На первое место постепенно выдвигается живопись. Широкие перспективы открываются перед живописью привели к оживлению деятельности ее мастеров. Размежевание художественных сил, которое начиналось еще раньше, становилось теперь явным и требовало своего организационного оформления. Это требовало появлению новых и воскрешению старых художественных организаций.

Так, еще в 1921 г. была сделана попытка возродить художественные выставки под названием «Мир искусства», объединения в них наиболее известных художников разных направлений. Объединение распалось после первой же выставки. Лишенное единства целей и принципиальных установок, поставившее своей задачей объединить все направления, оно шло вразрез с тем процессом размежевания художественных сил, которое было характерно для начала 20-х годов. Такая же судьба постигла предпринятую через полтора года попытку воскрешения Союза русских художников, так как и в его рядах не было должного единства.

В 1921 г. небольшой группой молодых художников, окончивших Свободные художественные мастерские, было организовано общество «Бытие». Выражая протест против крайностей формализма, пришедшего к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, это объединение оказалось не в состоянии выработать сколько-нибудь определенную эстетическую программу и занять передовую позицию в советском искусстве. Выставки «Бытия» просуществовали несколько лет, значительной роли в развитии живописи 20-х годов не играли.

Осенью того же 1921 г. в Москве возникла еще одна организация молодых художников – Новое общество живописцев (НОЖ), состоявшее из недавних приверженцев беспредметного искусства. Это общество декларировало разрыв с абстрактным формализмом ради вступления на путь живописи предметной и реалистичной. На выставке, устроенной в 1922 г. царил культ примитива. Естественно советская печать отрицательно отозвалось о ней. Спустя два года НОЖ распался.

В 1922 г. появляется объединение «Искусство в массы» (с 1924 г. принявшего наименование «Маковед»), члены этого общества сделали попытку сохранить позиции индивидуализма и эстетизма, отойти от реализма, укрыться в своем «маленьком» мирке. Ведущим художником и идеологом был рано умерший Чекрыгин В., в состав группы входили также Герасимов С., Радионов М., Чернышев Н., после их выхода из «Маковеда» организация распалась.

С середины 20-х годов имелись многочисленные предпосылки для создания крупной организации художников реалистического направления. Естественно, что ни сама идея такой художественной организации, ни, тем более, иное понимание ее задач не могли придти сразу. Сначала были предприняты попытки возобновить деятельность старого Товарищества передвижных художественных выставок, что было вполне закономерно. Традиции этой организации русских художников, ее долголетняя борьба – сначала с реакционным формализмом, затем с модернизмом – в новой обстановке приобрели особый смысл. К концу 1921 г. группа передвижников решила возродить Товарищество передвижных художественных выставок.

Перейти на страницу: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43