Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления учащихся
При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание всем одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления учащихся.
После изучения правила на следующем уроке проводилась проверка: а) знания формулировки правила «Порядок действий в выражениях со скобками»; б) степени сформированности умений и навыков в виде самостоятельности проверочной работы.
Приведем примеры заданий на разных уровнях проблемности во II классе.
Закрепление табличных случаев умножения.
Самый высокий уровень.
Продолжи ряд:
2, 4, 6, 8, …
7, 14, 21, …
8, 16, 24, …
Составь самостоятельно свой ряд.
Высокий уровень.
Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и на 8:
2, 4, 6, 8, …
7, 14, 21, …
8, 16, 24, …
Составь свой ряд.
Средний уровень.
Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8.
Продолжи ряд чисел, как в 1 случае:
1) 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;
2) 8, 16, 24, …;
3) 7, 14, 24, …
Составь свой ряд.
Низкий уровень.
Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7, на 8 и запиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении задания, как в 1 случае:
1) 2, 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20; 2*1=2 2*6=12
2) 8, 16, 24, …; 2*2=4 2*7=14
3) 7, 14, 24, … 2*3=6 2*8=16
2*4=8 2*9=18
2*5=10 2*10=20
Задание на смекалку.
Самый высокий уровень.
Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
Высокий уровень.
Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление.
1+2+3+…+18+19+20=
Средний уровень.
Найди простой способ вычисления, соединив линиями пары чисел, как на рисунке.
1+2+3+…+18+19+20=
Низкий уровень.
Найди сумму каждой пары чисел, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел.
1+2+3+…+18+19+20=
Усвоение смысла умножения.
Самый высокий уровень.
Замени сложение умножением:
1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
7+1+0=
9+9+9+9+9+9=
Высокий уровень.
Замени сложение умножением. Чем отличается четвертый пример от остальных?
1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
7+1+0=
9+9+9+9+9+9=
Средний уровень.
Замени сложение умножением, вспомнив, что называется умножением.
1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
7+0+1=
9+9+9+9+9+9=
Чем отличается 4 пример от остальных?
Низкий уровень.
Замени сложение умножением, вспомнив, что сложение только слагаемых можно назвать умножением.
1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
1+7+0=
9+9+9+9+9+9=
Переместительное свойство сложения.
Самый высокий уровень.
Как быстро решить эти четыре примера?
36+18+12= 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Высокий уровень.
Воспользуйтесь перестановкой слагаемых и быстро решите эти примеры.
36+18+12= 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Средний уровень.
Воспользуйтесь перестановкой слагаемых и быстро решите примеры как в 1 случае.
36+18+12=36+30+66 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Низкий уровень.
Быстро решите примеры, вспомнив свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не меняется. Сначала сложите числа, которые в муссе дают круглое число. С круглыми числами легче выполнять действие.
36+18+12=36+30+66 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Решение задач по схемам.
Самый высокий уровень.
По схеме составь как можно большее количество задач и решите их.
Х Х 137
2
821
Высокий уровень.
По схеме составь задачу и реши ее.
Х Х 137
2
821
Средний уровень.