Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

2.Задача (письменная работа):

С какой силой взаимодействуют два заряда 9*10-9 Кл

и 2*10-9 Кл

, если расстояние между ними 20 см

.

3.Пример(устный счет):

Найти значение функции: F(x)=1-sin² 30˚

Перед выполнением заданий испытуемым была дана инструкция. В ходе опытов фиксировались следующие данные:

1) время чтения текста;

2) время решения задачи, результат решения задачи;

3) время решения примера, результат устного счёта.

В ходе выполнения контрольных заданий главная особенность деятельности испытуемых состояла в том, что она протекает строго самостоятельно: учащийся пользуется только личными знаниями, сформированными на предыдущих этапах обучения, и в течении всего хода выполнения задания не получает никаких дополнительных сведений по учебному материалу.

Результаты экспериментального исследования и их применение

Эксперимент проводился в Сахалинском государственном университете среди студентов физико-математических специальностей, в котором приняло участие 40 учащихся (с III-го по IV-ый курсы).

Обработав экспериментальные данные, мы нашли средние значения необходимых величин и подставив их в формулы и, получили результаты, представленные в таблице .

Результаты экспериментального исследования возрастного коэффициента умственного развития учащихся III-IV курсов.

Таблица 5

Возрастная категория учащихся

Среднее время выполнения контрольного задания,

сек

Возрастной коэффициент деятельностного развития

t

1

t

2

t

3

M

3

М3

M

3

10

32,93

173,22

70,5

0,86

0,91

0,97

11

71,48

157,56

68,07

1,16

1,1

1,04

I

16,8

157,8

68,75

4,94

1,1

1,03

II

15,45

142,9

66,15

5,37

1,21

1,07

III

10,45

154,4

51,44

7,93

1,12

1,38

IV

6,7

140,7

51,4

12,4

1,23

1,38

Из таблицы 5 видим, что с ростом возрастной категории испытуемых увеличивается и значение коэффициента их деятельностного развития. Зависимость M3,

M3

и M3 от t наглядно показана на диаграммах 2, 3 и 4.

На диаграмме 1 все три диаграммы 2, 3 и 4 показаны вместе для наглядного сравнения.

Как видим, зависимость коэффициента деятельностного развития от возрастной категории учащихся носит не строго линейный характер, хотя на данном интервале она монотонно возрастает. Вероятно, это объясняется разной степенью развития тех или иных характеристик интеллекта.

При этом, существенно, что переход от одного возрастного этапа к последующему означает и переход к качественно новым возрастным особенностям, которые не сводятся только к умственному развитию. Известно, что по мере взросления внутренние условия развития ребёнка становятся не во всех отношениях более благоприятными. В проявлениях интеллекта школьников по мере перехода от одной возрастной категории к другой происходят определённые сдвиги, обусловленные как подъёмом умственных способностей, так и их ограничением или даже утратой некоторых ценных особенностей, приобретённых ими на более ранних этапах взросления.

Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21