Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальный классах.
Дети работают по знакомому им алгоритму:
· прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
· ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
· прочитай нижнюю часть карточки;
· выполни это задание в тетради;
· проверь себя;
· расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
· обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записки в тетрадях.
Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.
На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использовались следующие карточки.
Тема |
Контрольная карточка №1 |
1. Что называется именем прилагательным? 2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? 3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. | |
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: По ясн… небу неслись высок… и редк… облака. |
Тема |
Контрольная карточка №2 |
1. Как изменяется имя прилагательное? 2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного? 3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. | |
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз. |
Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.
Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе? Опыт этих учителей показал, что систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил именно данные окончания. Кроме того можно пользоваться учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.
Учитель С.Г. Косицина, работающая по системе Л.В. Занкова, применяет коллективную и групповую форму при закреплении того или иного материала. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент урока грамматики в 1 классе по теме «Части речи».
В качестве закрепления учащиеся еще раз объединяют слова в 3 группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют правила.
Учитель. Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет называть слова?
Дети. Части речи.
Учитель. Давайте хором скажет названия частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду говорить слова, а вы должны выбрать из них имена существительные и имена прилагательные, а затем записать в тетради. Первый вариант будет записывать имена прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак, будьте внимательны, помните о словах-«ловушках». Книга. Красный. Картина. Идет. Пушистый. Птица. Стол. Летит. Холодный. Стакан. Яркий… Закончили? Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?
Дети. Глаголы.
Учитель. А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте работу своих товарищей.
После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания всем классом на доске.
Данным фрагментом учитель хотела показать ненавязчивое приобщение детей к коллективной форме обучения.