Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальный классах.
4. Годовая контрольная работа или зачет (или то и другое). Допуск к непосредственной подготовке к экзамену.
5. Ученики, значительно опережающие программу, получают задания факультативного содержания, изучают дополнительную литературу и т.д.
3-й этап. Работа учащихся до и после экзамена.
1. Непосредственная подготовка к экзамену (использование опорных конспектов), проверка и помощь тех, кто сдал экзамен.
2. Экзамен.
3. Сдавшие экзамен готовят одного-двух очередников, дифференцированный подход к сдавшим экзамен, выполнение функций ассистента учителя.
Красноярский и Лангепасский варианты представляют собой новейшую педтехнологию, при которой каждый ученик продвигается вперед в соответствии со своими способностями. При этом часть учеников могут качественно овладеть программным материалом в полтора-два раза быстрее, чем это принято в условиях традиционного обучения. Цель всех нововведений: обеспечить каждому ученику обучение по способностям и здоровый образ жизни. Всячески стимулируется коллективное методическое творчество учителей, ориентируемое на переход от традиционного группового способа обучения к коллективному.
Опыт многих учителей показал целесообразность применения вопросников со 2-го класса. Если ученики в 1-2 классах изучали русский язык в парах постоянного и переменного состава, используя карточки, а в отдельных случаях и вопросники, то в 3 классе работу с вопросниками можно проводить систематически, начиная с первых дней занятий в сентябре, используя для этого вопросники, по которым дети работали во 2-ом классе. Далее представлен вопросник, соответствующий расположению материала в учебнике русского языка для 3-го класса.
Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»
1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.6). что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения? (с.6)
2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными? (с.10)
3. Какая часть слова называется окончанием? (с.10)
4. Что такое приставка? Для чего она служит? (с.11)
5. Что такое суффикс? Для чего он служит? (с.12)
6. Как проверять безударные гласные? (с.13)
7. Как проверять парные звонкие и глухие? (с.18)
8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках? (с.21)
9. Когда пишется разделительный твердый знак? (с22)
В скобках указаны страницы, где где ученик может найти полный ответ на каждый поставленный вопрос. Но учитель может поставить также и номера упражнений, которые должны быть выполнены, чтобы повторение было более основательным.
Методика работы с вопросниками может вестись по разному. Можно опросный лист вывесить на доске и предложить по каждому вопросу всем ученикам подготовиться, а затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики иллюстрируют своими примерами. Так как уроки сдвоенные, то ученики успевают выполнить значительную часть упражнений. Когда все вопросы рассмотрены и выполнены необходимые упражнения, учитель перед классом показывает, как нужно отвечать, чтобы получить за знание теории высший балл.
Дома ученики самостоятельно повторяют какую-то часть материала согласно указаниям учителя, выполняют упражнения. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос, и приводят свои примеры. Те, кто подготовилсяпо всем вопросам, давая правильные формулировки и объяснения, умело их конкретизируя, отвечают учителю. Получившие «5» становятся проверяющими. Они ставят оценки в ведомости, которая вывешивается на видном месте. При такой работе почти все ученики получат «5» и «4», «2» и «3» в ведомости и в журнале не ставятся, так как изучение данной темы продолжается. Окончательную оценку за всю тему (по всему вопроснику) ставит учитель.
В классе может идти изучение учебного предмета по одному и тому же вопроснику (например, все ученики работают по теме «Имя существительное» или «Глагол»). Если же класс более подготовлен, то все ученики могут одновременно работать по нескольким вопросникам. Сколько времени следует отводить на работу по каждому вопроснику – дело индивидуальное и определяется учителем или его помощниками.
Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.