Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
Точно так не работает способ подавления.
Более того, это наиболее опасный вариант применения этого способа. Ценности связаны с правами личности, с гражданскими правами, с правом человека на выбор, на идеалы, на независимость действий. Именно поэтому применение принудительной власти вызывает здесь наибольшее сопротивление. Даже если вам удастся настоять на своем (допустим, девочка смоет тушь и губную помаду в туалете), ее ценности останутся неизмененными. Вы не повлияете на ее вкусы, но воспитаете ненависть к себе.
Малоэффективен и способ уступки.
Вы, конечно, можете делать вид, что вас не касаются эти вопросы, но ваша невербалка обязательно покажет школьникам, как вы в действительности относитесь к данной проблеме. Вы просто будете воспитывать садические наклонности детей («Сегодня я буду цыкатъ зубом и сплевывать на уроке — как это училке понравится?»). Действеннее все-таки сообщить ученику о переживаемом, а не скрывать свои чувства.
Что же делать в случае столкновения ценностей? Прежде всего, вспомнить, что учитель должен не только обучать, но и воспитывать, поэтому у него есть обязанность работать с ценностями школьников. Но для этого вам необходимо стать эффективным консультантом
для учеников, что очень не просто.
Для консультирования необходимо желание консультирующихся измениться. Если человек
не хочет вести себя по-новому, если он не устал от того типа поведения, который он практиковал до обращения к консультанту, работа будет безнадежной, что хорошо знают психологи и психиатры.
Далее, для консультирования необходима не принудительная, но экспертная и референтная власть. Ученики лишь тогда будут прислушиваться к вашим словам, когда у вас будет авторитет, когда они будут считаться с вашим мнением. При отсутствии экспертной либо референтной власти браться за консультирование даже не стоит. Эффективный консультант руководствуется следующими правилами:
1. Он не пытается начать изменять поведение клиента, пока не убедится, что его специально для этого пригласили.
2. Он тщательно изучает информацию, факты, события.
3. Консультирование никогда не длится долго и не выглядит как давление.
4. Он предоставляет клиенту принимать ответственность за выполнение или невыполнение предлагаемых
им мер и за полученный результат.
Как добиться того, чтобы школьники вас «пригласили»? Конечно, практически любой учитель имеет какую-то экспертную власть над учениками, что значительно помогает ему в консультативной деятельности. Однако этого мало. Необходимо еще провести специальную операцию по предложению своих услуг ученикам, например,
так:
— До меня дошли слухи, которые заставили меня подумать, что у вас возникли некоторые проблемы. связанные с тем. что некоторые взрослые выражают недовольство тем, как вы одеваетесь (проблемы могут быть любыми).
— Я достаточно много прочитал и обдумал эту проблему (у меня есть некоторые идеи. решения и т.п.) и думаю, что вы могли бы найти что-то полезное в этом.
— Я бы хотел рассказать вам об этом и узнать ваше мнение.
— Могли бы мы с вами выделить время, удобное для вас, для того, чтобы просто посмотреть, заинтересуют ли вас мои идеи?
Обычно такое «приглашение» к консультированию срабатывает, поскольку не содержит негативной оценки школьников, не является навязыванием идей учителя, а просто сообщается о просьбе проведения небольшого собрания.
Еще раз — пока вы не абонированы, консультирование не может быть начато!