Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
Как тщательно изучить факты, события, информации»?
Очень часто школьники сразу отказываются от «услуг» учителя в качестве консультанта просто потому, что тот «не сделал свое домашнее задание» — не проанализировал тщательно проблему и связанные с ней чувства.
В зависимости от типа решаемой вами проблемы необходимо прочитать соответствующую литературу, поговорить с учениками, систематизировать собственный опыт по данной проблеме, возможно, приготовить какие-нибудь наглядные пособия, продумать свои предложения, рассмотреть возможные «за» и «против» предлагаемых решении и т.п. Календарь с фото изготовление и печать на заказ печать календарей на заказ.
Как проводить консультирование быстро и не оказывать давления?
Ничто не приводит к более быстрому сопротивлению школьников, чем попытка оказать на них давление, даже с самыми благими намерениями. В целом, следует иметь в виду, что людям свойственно встречать в штыки любые новые идеи, как бы хороши они ни были. Принятие ваших прекрасных предложений означает для школьника изменение собственной системы ценностей, которая, несмотря ни на что, ему привычна и мила. Поэтому дети будут сопротивляться, защищать свой способ поведения очень активно.
Для того, чтобы снять возникающее напряжение, необходимо применять «Словарь принца», активное слушание:
— Ты думаешь, что эта идея в данном случае не сработает?
— Ты с этим никогда не встречался?
— Ты считаешь, что в это трудно поверить?
— Тебе кажется, что это бессмысленно?
Эффективный консультант замечает сопротивление, как только оно возникает, и демонстрирует школьнику, что он принимает чувства ученика.
Как передать ответственность школьникам?
Учитель, выступающий консультантом, должен постоянно помнить о принципе, к которому мы обращались ранее — кто является собственником проблемы. Когда вы работаете в качестве консультантов, проблема принадлежит школьнику. Вы'же просто демонстрируете ему новый способ поведения или мышления. Этот новый способ непривычен для ученика, и ему трудно вести себя по-новому. Наверняка, первое время ребенок будет делать ошибки и сбиваться на уже привычные варианты поведения. Если вы будете жестко на него давить, то школьник переложит всю ответственность за свои ошибки на вас, в результате чего ухудшатся ваши отношения с ним, а вести себя он будет по-старому. Навязывание другим людям своего темпа изменений неэффективно. Помните правило принципе принцев — каждый имеет право принимать новшества и делать это с приемлемой для него скоростью.
Другим способом разрешения проблем, связанных со столкновением ценностей, является предоставление педагогом собственного поведения как модели для подражания.
О
том, что такой способ может сработать, мы с вами говорили, когда рассматривали проблемы формирования личности ребенка. Это достаточно известный способ, и многие учителя обладают соответствующими ресурсами власти, позволяющими
им данный способ осуществлять.
Трудности здесь возникают тогда, когда имеется «двойной стандарт» поведения: «Делай, как я сказала, а не как я делаю». Максимум, чему вам удастся научить детей в этом случае — стань взрослым и заставляй других плясать под свою дудочку.
Для моделирования необходимо оценить, насколько в школе вообще соблюдаются предлагаемые вами требования, а также то, насколько вы соблюдаете их сами. Если вы требуете аккуратности, то всегда ли вы опрятны? Если точности — опаздываете ли на уроки? Если проповедуете демократические принципы — бываете ли вы автократичны.