Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
2. Педагогу не следует пользоваться следующими типичными замечаниями: 1) предписывающие замечания, 2) подавляющие замечания, 3) косвенные замечания.
3. Предписывающие замечания делятся на пять видов:
- приказы, команды указания;
- предостережения, угрозы;
- нотации проповеди;
- поучения;
- советы предписания.
4. Подавляющие замечания делятся на шесть категорий:
- критика, противопоставления;
- обязывания, насмешка, стереотипизация;
- интерпритация, анализирования, диагностирования;
- поощрения, положительная оценка;
- поддержка, симпатизирование, воодушевление;
- допрашивание, выспрашивание, расследование.
5. Косвенные замечание делятся на насмешку, поддразнивания, развлекающие замечания.
6. Вместо этих трех типов негативных замечаний («словарь лягушки») учитель должен использовать замечания в своей полной форме («словарь принца»).
7. Первая часть полного замечания – объективное описывание ситуации, неприемлемой для педагога. Вторая часть замечания – адекватное описание конкретного эффекта неприемлемого поведения ученика. Третья часть замечания – сообщение о чувствах и эмоциях учителя в результате этого конкретного эффекта.
8. Трехчастное замечание предполагает, так называемый, способ сотрудничества в решении конфликтной ситуации.
9. В случае возникновения конфликтной ситуации при столкновении ценностей педагога и ученика следует использовать способ эффективной консультации.