Методические рекомендации по преодолению грамматических нарушений.
Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.
В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.
Исходя из выявленных в ходе исследований особенностей, мы наметили следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:
{ развитие умения использовать в речи предлоги;
{ развитие навыков конструирования предложений;
{ обучение согласованию различных частей речи.
У учащихся с моторной алалией работа по формированию грамматических умений должна начинаться с уже прошедшей работы по формированию психологических предпосылок речевой деятельности, по развитию импрессивной речи; в работе, особенно сдетьми с моторной алалией, следует придерживаться принципа поэтапности, что позволяет переходить от лёгких заданий к более трудным.
Фёдорова А.Э. выделяет следующие этапы работы над грамматическими умениями.
I. Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся. Надо научить детей ставить вопросы от существительных к прилагательным сначала в единственном, а затем во множественном числе.
Ознакомив учащихся с прилагательными, можно предложить следующие виды заданий:
{ из предложенных слов выписать прилагательные;
{ дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен . улица/ в словосочетаниях, предложениях;
{ составить словосочетание с данным словом /красная, полный, утреннее/;
{ исправить ошибки /красный платье, умный человек, красивоя цветы/.
Следующий этап в обучении согласованию – согласование существительных с числительными. Как и на предыдущем этапе, здесь обязательно используется наглядность.
Данную работу целесообразно начинать с выявления счётных операций ребёнка. Учащимся предлагается из ряда картинок выбрать ту, на которой изображено, например, «три груши». И сразу же ребёнок проговаривает, что здесь изображено. С учащимися с моторной алалией часто необходимо многократное повторение и заучивание окончаний существительных при согласовании их с числительными с обязательной опорой на картинку или наглядную ситуацию.
Постепенно вводятся задания по формированию умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Всем учащимся полезны упражнения на исправление ошибок / «моя яблоко», «мои ручка», «один тетрадь»/.
Работа по согласованию существительных и глаголов должна начинаться только после усвоения учащимися понятия «глагол». У учащихся с моторной алалией следует обратить особое внимание на категорию времени глаголов. Для них полезно сопровождать свои действия словами / «я читаю, я читала, я прочитала»/.
II. Параллельно с работой по формированию умения согласовывать различные части речи ведётся работа по развитию функций словообразования.
Для всех категорий учащихся необходимо использование следующих упражнений.
1. Образование новых слов при помощи суффиксов. Начинать такой вид работы полезно с существительных:
{ образование существительных мужского рода с суффиксами -ок-, -ик- /стол-столик, гриб-грибок/;
{ чем отличаются слова? /гриб-грибок, стол-столик/;
{ образование существительных женского рода с суффиксом -к- /рыба-рыбка, рука- ., спина- ./;
{ образование существительных при помощи суффиксов -енок-, -онок- /слон-слонёнок, лиса - ., кот- ./;
{ образование существительных при помощи суффиксов -очк-, -ечк- /лодка-лодочка, лампа- ., книга- ./;
{ образование существительных, обозначающих профессии человека /камень-каменщик, часы- ., печь- ./.
На первых этапах обучения всем учащимся следует давать образец выполнения задания, опираясь на наглядный материал. На занятиях по словообразованию обязательно наличие картинок «большой-маленький», «Животные и их детёныши».
У учащихся с моторной алалией следует обратить особое внимание на образование прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. У учащихся с ОНР необходимо более тщательно отрабатывать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением, существительных, обозначающих профессии человека. С учащимися с задержкой психического развития надо особенно длительно закреплять умение образовывать существительные по аналогии, которые обозначают деятельность людей. При этом следует обратить внимание детей на многообразие суффиксов используемых при выполнении данного вида заданий. Все новые слова целесообразно включать сначала в словосочетания, затем в предложения.