Методические рекомендации по преодолению грамматических нарушений.
Для всех учащихся необходима работа по образованию прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов. Многие учащиеся затрудняются в образовании относительных и особенно качественных прилагательных в форме сравнительной степени.
2. Образование новых слов при помощи приставок:
образование существительных: рост – нарост; краска– покраска /здесь следует вспомнить правило о правописании приставок с корнем и предлогов со словами/;
образование глаголов от глагольных основ /шел – ушёл, отошёл, пришел, вышел; летел - .; бежала - ./.
У учащихся с моторной алалией следует обратить внимание на употребление различных глагольных форм. Для этого используются действия самих детей, серии картинок с различными видами действия /мальчик идёт в школу . подошел к школе .пришел в школу . вышел из школы/.
III. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие умения употреблать в речи простые и сложные предлоги работа идёт в двух направлениях:
¯ работа над пониманием роли предлогов в речи;
¯ обучение правильному употреблению предлогов в речи.
Работу над предлогами следует начинать с наиболее простых предлогов "в", "на", "под".
Первоначально проводится работа по уточнению понимания детьми данных предлогов. Для этого можно предложить упражнение: "Положи ручку на стол, под стол, в стол".
Работу по обучению правильному употреблению предлогов "в", "на", "под" начинают с одного предлога. С этой целью используются следующие задания:
¯ ответы на вопросы: куда я положила мяч? /в шкаф/; куда ты положил машинку? /в карман/ и т. д. - исправление "ошибок " логопеда.
С целью дифференциации предлогов "в – на – под" можно использовать упражнения:
¯ показать на рисунке птицу на ветке, белку в дупле, зайца под деревом;
¯ где лежит кубик? /на столе, в столе, под столом/.
¯ Закончить предложение "Я убрал коробку . /в стол, под стол, на стол/".
Затем учащихся знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до", "из", "за", "к". Для этого со всеми учащимися можно использовать следующие приёмы:
¯ показать, где на картинке мальчик идет за девочкой, с девочкой, к девочке;
¯ знакомство с данными предлогами сопровождать действиями: подойти к столу, достать из стола, взять у учителя и т.д.;
¯ дописать недостающие предлоги в предложениях: "Саша подошел . дому. . дома вышел мужчина . собакой. Они подошли . калитке."
Далее происходит знакомство с наиболее сложными предлогами "из-за", "из-под", "между". Для этого логопед и дети многократно сопровождают свои действия речью: "Я поставила стул за шкаф. Я взяла стул из-за шкафа. Откуда я взяла стул?" После этого проводится работа по дифференциации предлогов "за – из-за", "под – из-под". Особое внимание в этой работе следует уделить учащимся с моторной алалией. Им требуется многократное создание ситуаций, которые бы предполагали использование данных предлогов.
Результаты исследования показали, что учащиеся с моторной алалией трудно усваивают навыки грамматического оформления высказывания. Детям с моторной алалией требуется большее количество времени и образцов для выполнения задания, оказание помощи со стороны взрослого.
Для учащихся с моторной алалией и задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако учащимся с моторной алалией в отличие от детей с задержкой психического развития в силу выраженности нарушений требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве.
В представленной Николаевой С.М. системе работы по преодолению аграмматизма у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, предложены методические установки к работе в данном аспекте.
Тема: "Границы предложения"
Цель: учить находить границы предложения в тексте.
1. Логопед. Что такое предложение? Что мы о нём знаем?
P .законченная мысль.
P .в нем есть главные члены: подлежащее и сказуемое.
2. На доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения:
ударили холодные утренники с деревьев дождём сыплются жёлтые листья спрятались насекомые перелётные птицы собираются в дорогу дрозды жадно клюют рябину в лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон.