Методические рекомендации по преодолению грамматических нарушений.
P Найдите ошибки в тексте.
P .нет большой буквы; .нет точек; .нет предложений; .трудно читать; .трудно понять.
P Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения, поставить соответствующие знаки.
Рассуждение ведётся следующим образом:
· О чём говорится в первом предложении?
· . об утренниках.
· Проверим.
· Что? – утренники. Это подлежащее, подчеркнём его одной чертой.
· Что говорится об утренниках?
· . что они ударили.
· Проверим. Утренники что сделали? – ударили. Это сказуемое, подчеркнём его двумя чертами.
· Определим, какие еще слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения. Где заканчивается мысль?
Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.
3. Задание: прочитать текст вслух, делая выразительные паузы на точках.
Примечание. Упражнение для закрепления предлагается по усмотрению логопеда.
Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизма у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Мы предполагаем, что проведение названных мероприятий будет способствовать более эффективному преодолению грамматических нарушений у разных групп учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.