А я чайничала, самоварничала...
Урок-игра в 6-м классе
Тема: "Чаевничание".
Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру поведения.
Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки стола в национальных традициях.
Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар, вазочки для варенья.
Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.
Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет количества продуктов.
Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды знакомятся, произносят шутливые приветствия:
Команда I "Валериана":
"Кошачья травка" -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
Команда II "Женьшень":
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И, может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной,
Под кедром, сосной.
Команда III "Липа":
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой
отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Ведущий рассказывает об истории чая:
Был листок зеленым - черным
стал, томленым,
Был листочек зубчатым - стал
листочек трубчатым.
Был он на лозине -
стал в магазине.
Вступительное слово учителя:
Чай - китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли "ча-е".
Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить дикорастущий чайный куст.
Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в колониях.
С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая, а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.
I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают разминку.
Отгадывание поговорок
1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение).
1. Доброе семя - добрый и всход.
2. Повторенье - мать ученья.
3. Грамоте учиться - всегда пригодится.
4. По капельке - море, по былинке - стог, по зернышку - ворох.
5. Мастерство везде в почете.
6. Делу - время, потехе - час.
2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках - таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословицы или поговорки.
1. Гостю щей не жалей, а погуще . (лей).
2. В чужом доме не будь приметливым, а будь . (приветливым).
3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя . (стоящего).
4. Гость часто за шапку берется - не скоро . (уйдет).