Формирование потенциального словаря у школьников – навыков самостоятельной семантизации.
Для успешного усвоения приемов семантизации необходимо создавать определенную мотивацию, стимулирующую и направляющую эту деятельность. Действенным в системе мотивов является тот факт, что умение самостоятельно семантизировать не встречавшуюся ранее производную лексику помогает понимать тексты для чтения. Кроме того, сама работа со словообразовательным материалом, если ее организовать соответствующим образом (например, в форме игр), стимулирует учащихся к исследованию возможностей языка. В игре при многократности повторения (что является необходимым для запечатления модели в памяти учащихся) снимаются утомление и скука, школьники не боятся высказаться или произвести неправильное действие.
При ознакомлении с моделью словообразования учитель проводит беседу, в результате которой учащиеся сами ставят учебную задачу: что необходимо знать для правильного понимания слов, образованных суффиксальным способом. Покажем это на примере ознакомления с моделью n+-ful=n. Учитель выписывает на доску слова: handful, spoonful, cupful и т. д. и предлагает школьникам дать их русские эквиваленты. Учащиеся не справляются с заданием.
Т.: Посмотрите внимательно, есть ли что-то общее в этих словах?
Р.: Да, у них общее окончание.
Т.: У них общий суффикс. А чем является остальная часть слова?
Р.: Основой.
Т.: Известны ли вам основы этих слов?
Р.: Да.
Т.: Можете ли вы теперь перевести слова?
Р.: Нет. Мы не знаем, какая это часть речи.
Т.: Это существительное.
Учащиеся безуспешно пытаются перевести слова так: ручка, ручища, ложечка. Учитель отвергает эти попытки.
Т.: Слова с суффиксом -ful имеют значение — то, что выражено основой, полно чем-то, а суффикс имеет значение полный. После этого ученики правильно передают значения слов по-русски: полная горсть, полная ложка, полная чашка и т. д.
Т.: Значит, что нужно знать для понимания слов?
Р.: Значение суффикса, модель и часть речи производного.
Учитель просит назвать часть речи основы и вместе с учащимися записывает модель. Затем все слова прочитываются вслух. При записи модели основы представляются, в обобщенном виде, а суффиксы — конкретно, например, n+-less. В такой формуле производного шифр частей речи воспринимается как х или у, обозначающие, что вместо них можно поставить любое знакомое слово требуемой части речи (при инвариантном суффиксе). Шифр частей речи учитель объясняет один раз и записывает его на доске: v — глагол, n — существительное и т. д. (Для записи модели предлагается использовать строчные буквы латинского алфавита.) Для быстрого запоминания обозначений частей речи мы предлагаем учащимся зашифровать производные слова, записанные на доске. Школьникам рекомендуется начертить таблицу словообразования английского языка на специальных карточках или на последней странице словарных тетрадей (когда они появятся). Заполняется она постепенно, по мере изучения материала. Таблица для суффиксальных производных может быть представлена так:
Модель |
Значение по-английски |
Значение по-русски |
Возможные русские соответствия |
v+-еr=n Speaker |
One who One who speaks |
Тот, кто (занимается тем, что выражено основой) Тот, кто говорит |
1) причастие настоящего времени; 2) существительные с суффиксами - тель, -ник, -щик и др. Говорящий — оратор, лектор |
Тренировка учащихся в употреблении производных слов проводится на уровне слова, словосочетания и на уровне предложения. Для разнообразия приемов тренировки можно использовать игровые упражнения.
/. Тренировка на уровне слова
Быстрому запоминанию модели способствует игра «20 карточек». (Это название условно, так как карточек может быть больше или меньше.)