Формирование потенциального словаря у школьников – навыков самостоятельной семантизации.
Производные с этим суффиксом могут быть переведены на русский язык причастием настоящего времени (чистящий, дающий и пр.). В тех случаях, где возможен более точный русский эквивалент, нужно добиваться, чтобы он был найден: helper — гот, кто помогает — помогающий — помощник.
Слова с суффиксом –less: noseless (having no nose, without a nose), nameless, hairless, fatherless, childless, homeless, colourless, endless, hopeless, timeless, numberless, priceless, changeless, helpless, loveless, friendless и т.д.
Все прилагательные с этим суффиксом могут быть переведены на русский язык существительным с предлогом без. Там, где это, возможно, находится более точный русский эквивалент (прилагательное): noseless— без носа — безносый.
Слова с суффиксом -1у: badly (in a bad manner), easily, shortly, gladly, nicely, openly, happily, warmly, fully, correctly, highly и т. п.
Слова с суффиксом - у, имеющие значение: покрытый тем или полный того, что выражено основой: dusty (covered with dust, full of dust), snowy, sunny, stony, hairy, soapy, grassy и т. п.
Предлагается еще одна игра: чья команда образует больше производных с предложенным суффиксом и даст их русские эквиваленты. Для игры готовится раздаточный материал: карточки со словообразующими основами и образцом действий. Словообразующие основы ученики могут находить также в словаре учебника. Поскольку модель у них записана, они знают, какую часть речи искать. При этом решается сопутствующая задача: формируется умение пользоваться словарем.
2. Тренировка на уровне сочетания слов
Для лучшего запоминания некоторых словообразовательных моделей учащимся полезно знать, в каких сочетаниях то или иное слово может функционировать в речи. Подобную тренировку также можно организовать в форме соревнования: чья команда придумает больше сочетаний. Например, при работе с моделью n + -less учитель
задает вопросы:
What can be windless (colourless)?
Who can be homeless (friendless, childless, hairless)?
Учащиеся называли такие сочетания: (а) windless day (weather, autumn, month, August); (а) colourless tie (shirt, shirt, clothes, face, walls); (а) homeless boy (man, cat, dog, people, children). И т. д. Аналогичная работа проводится с другими суффиксальными образованиями.
3. Тренировка на уровне предложения
На данном этапе тренировки учащиеся приучаются видеть, каким образом производное включается в речь. Главным в определении значения и здесь остаются внутрисловные опоры. Большая часть этих упражнений проводится в виде игры в парах, которая называется игра в ученика и учителя. Упражнение делится на две части, каждая из них записывается на отдельной карточке, снабженной своим индексом (А или Б) и ключом. Ключ к карточке А находится на карточке Б и наоборот. В пары для игры включаются ученики разного уровня подготовленности. Школьники работают самостоятельно, учитель осуществляет выборочный контроль. Один ученик выступает в роли учителя, другой — ученика. Учитель следит за правильностью действий ученика, который первым выполняет свою часть упражнения, после этого учащиеся меняются ролями. Поскольку задание у ребят в паре одинаковое, оно записано либо на карточке А, либо учитель сообщает его устно .
Например, для производных с суффиксом -ness учащимся предлагается прочитать предложения, назвать прилагательные, от которых образованы подчеркнутые слова и дать их русские эквиваленты.
А
He doesn’t like the dryness of a hot summer and the brightness of the sun.
There is coolness in the night air.
Ключ к карточке В: 1) счастье, 2) темнота.
B
I can see happiness in his face.
The room was so large that the lamp left it in darkness.
Ключ к карточке A: 1) сухость, сушь; яркость; 2) прохлада.
В следующем упражнении задание усложняется: требуется выделить основу из грамматической формы слова и образовать производное. Упражнение выполняется либо в форме игры в парах, либо как командное соревнование: кто правильно в быстрее других образует производное и даст его русский эквивалент. Пример упражнения для слов с суффиксом -er. (Дается образец выполнения.)
А
Ann dances in the Bolshoi Theatre. What is she? (She is a dancer).
Mr. Smith corrects mistakes in the newspaper. What is he? He is a
Tom Brown writes books for children. What is he? He is
Listen! Lena’s mother is singing over the radio. What is she? She is
Ключ к карточке В: 1) listener – слушатель, 2) gardener - садовник,3) traveler - путешественник.
B
Nina always listens to people’s stories. She is a good
There is much fruit in Mr. Brown’s garden. He is a good