Мифы и сказания
Еще в религиозных мифах и сказаниях обнаруживаются своеобразные упоминания о речевых расстройствах и “приемах” их устранения. В ”Библии” (Ветхий завет) встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил не внятно. Интересна версия о предполагаемой причине трудной речи Моисея. Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени возложил на голову свою корону. Моисей сорвал ее и стал издеваться ад ней. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить.
В религиозном эпосе (“Библия”, “Каран”, “Талмуд”) встречаются описания чудесных исцелений речевых расстройств. Так, в “Библии” описывается “чудотворная” деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых разными болезнями. “И вот привели к нему глухого косноязычного и просили его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: “отверзнись”. И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
К числу первых письменных источников, В которых находиться упоминания о речевых расстройствах, относиться: папирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты “Аюрведы” (Индия), “Нань-цзинь” (Китай), религиозные мифы и сказания (“Библия”, “Талмуд”, “Коран”).
Таким образом, человек обратил внимание на свою неправильную речь с древнейших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это отразилось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, породили желание, прежде всего, понять их происхождение. Отсюда первое и единственное возможное в условиях жизни древнего человека – объяснить это влиянием сверхъестественных сил.
Появления специальных знаний, их накопление систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них.
Большое внимание развитию речи детей уделял чешский педагог – гуманист Ян Амос Коменский (1592 – 1672) он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – “материнская школа, или о заботливом воспитании юношества впервые 6 лет”, в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней освещается целая глава. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Рекомендации по формированию речи Я. Коменский дает не на основе особенностей развития детей а, на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделял правильному произношению, на четвертом, пятом шестом году – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.