Мифы и сказания
Коменский предлагает в качестве средства развития речи детей использовать ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных. Большое внимание Каменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Близкими трудам по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются – труды Швейцарского педагога Иогана Генриха Песталоцци (1746 – 1827). Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. “Язык дает ребенку в короткое мгновение то, человек получил от природы за тысячелетие”. В обучение родному языку он выдвинул три основные задачи: 1) обучение звуку, или средству развития огонов речи. 2) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами. 3) Обучение речи, или средству научится ясно выражаться о предметах.
В книги “Как Гертруда учит своих детей ” Песталуции подробно излагает методику обучения упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последовательным обучением чтению.
В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782 - 1852). Развитие речи Фребель связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, которые способствовали накоплению содержания речи. Представители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, Е.Н. Водовозова, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Но, по мнению К.Д. Ушинского отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.
Мария Монтесори (1870 -1952) – итальянский педагог. Развития языка включает исправления дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. Н. Фаусек. Тихеева считала методы развития речи по системе Монтессори искусственными, далекими от интересов детей. В русской педагогики давние традиции воспитания обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержаться в трудах С. Полоцкого (1629-1680), А.Д. Кантелшра (1708-1744), А. П. Сумарокова (1717-1777) особая роль в обучении русских детей на родном языке принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765) , осуществившему реформу русского языка и выступавшего за национальное образование и воспитание на родном языке.
Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит к. Д. Ушинскому (1824 -1870). В основу своей системы он положил принцип народности, он доказал необходимость подготовительного обучения до школы. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практики широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке. Е. А. Аркин (1873 - 1948) считал речевое общение детей с взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии “Ребенок от года до четырех лет”(1931г.), а также в ряде станет Аркин, прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. Павлова, В. Бехтерева объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.