Места обучения детей с проблемами в развитии
В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Личность выступает как реальный выразитель и как продукт этих отношений. Деятельность личности направлена на решение мотивов и целей деятельности. И все это зависит от одного лишь процесса социализации, основная часть которого протекает в школе.
Но, к сожалению, не все дети развиваются одинаково успешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, как нарушение слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалисты говорят, что формирование их личности происходит в условиях аномального развития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую или косвенно зависят от аномалий. Помочь им призвана специальная педагогика, называемая также коррекционной. Основной ее задачей является выявление на ранних этапах формирования личности тех ее свойств, которые могут быть подвержены действию аномалий. Следующей задачей коррекционной педагогики становится воспитание личности в связи с ее индивидуальными особенностями. У решения этой проблемы существует два пути: заниматься воспитанием и обучением детей с аномалиями в развитии в специально организованных для этого школах по программе, построенной с учетом возможностей таких детей, или же обучать таких детей в общей школе совместно с детьми, не имеющими каких-либо значимых аномалий в развитии.
И у того и у другого пути есть свои преимущества и недостатки. К положительным моментам первого пути можно отнести то, что обучение ребенка с аномалиями по специальной программе будит более успешным. К недостаткам же то, что более успешное развитие ребенка будет сопряжено с отставанием от учебной программы общей школы. Это, наверняка, вызовет проблемы с дальнейшим профессиональным обучением. Также необходимо отметить и то, что воспитание ребенка будет происходить в условиях, оторванных от окружающей действительности, что вызовет искажение процесса социализации и приведет к необходимости длительной и психологически сложной адаптации уже сформировавшейся личности. При обучении же аномального ребенка в общей школе, если это, конечно, возможно, возникновение таких проблем маловероятно, однако оно не лишено своих не менее значимых трудностей, связанных с постоянной неприязнью по отношению к аномальному ребенку со стороны как прочих детей, так и учителей.
По моим личным наблюдениям, дети младшего и среднего школьного возраста отличаются неоправданной жестокостью, подкрепляемой богатой фантазией. Это наверняка приведет к тому, что они будут постоянно рассказывать своим родителям о своем «ненормальном» однокласснике, постоянно смакуя его существующие и придуманные окружающими недостатки. Реакция родителей на это может быть совершенно разной. Одни, понимая положение ребенка с аномалиями в развитии в среде нормально развитых ровесников и сочувствуя ему, постараются объяснить это и своему ребенку, у других же родителей мысль о том, что рядом с их «гениальными» детьми учится «урод» может вызвать отвращение, граничащее с звериной злобой. Нежелание таковых войти в положение аномального ребенка и его родителей может привести к тому, что администрация школы начнет настаивать на переводе такого ребенка в спецшколу, о недостатках которой было сказано выше.