Места обучения детей с проблемами в развитии

Причину возникновения такой ситуации я вижу в недостаточной информированности общества об общих проблемах и проблемах обучения тетей с аномалиями в развитии. Так в Польше существуют общественные организации, занимающиеся проблемами людей, страдающих нарушениями слуха, зрения и пр. К одной из основных форм их деятельности относится распространение информации о проблемах таких людей и о них самих через СМИ, а также создание условий для развития и реабилитации детей с аномалиями в развитии, для них создаются клубы и организуются курсы для обучения их родителей. Однако и в Польше не существует системы ранней реабилитации детей, имеющих аномалии в развитии, так 80% обществ слепоглухих – это взрослые люди, которые не могут найти общего языка с окружающим миром, не знакомые ни с какой системой общения и никогда не проходившие реабилитацию.

Однако в России ситуация не на столько «запущена», как это могло бы показаться. Недавно Министерством Образования был проведен эксперимент среди детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основной особенностью таких детей является недостаточность регулятивных функций психики, что является тяжелым препятствием при становлении самосознания ребенка и его обучении. К проблемам детей с ЗПР относится и низкая саморегуляция: неумение ставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать цели длительное время, соизмерять их с организацией собственных усилий, выбирать способы действия, исправлять допущенные ошибки и пр. Обучение ребенка этим навыкам является предметом целенаправленных усилий педагогов и самого ребенка.

В эксперименте МО приняли участия как дети с ЗПР, так и дети с нормальным развитием. В начале учебного года им был предложен ряд тестов с целью определения их саморегуляции. Результаты детей с ЗПР оказались одинаково низкими, а у детей с нормальным развитием довольно высокими. После тестов часть детей была определена в 1 класс общей школы, а остальные в 1 класс спецшколы. В конце учебного года все дети были подвергнуты повторному психологическому обследованию. При этом у детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе были замечены явные улучшения в саморегуляции на фоне незначительного улучшения или его отсутствия у их сверстников, обучавшихся в спецшколе. Ухудшения же саморегуляции у детей с нормальным развитием выявлено не было, что, кстати, противоречило общественному мнению, сложившемуся по этому вопросу. У детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе, также было замечено появление потребности в успешном выполнении заданий и поручений, потребность всякий раз лучшим образом реализовывать свои умения и способности при их выполнении, у них исчезла боязнь ошибочных шагов, снизились тревожность и необоснованное беспокойство.

Позже подобный эксперимент был проведен МО и с участием слабовидящих детей. Его результаты оказались аналогичными в плане увеличения интеллектуальных способностей этих детей, снижение которой было вызвано аномалией.

А ранее, в 1992 году, в Санкт-Петербурге на базе СПМПК и СПГУВК был начат эксперимент по обучению неслышыщих студентов с целью выявления возможностей и разработки методов получения ими среднего специального и высшего образования. Главным условием этого эксперимента было то, чтобы общий срок обучения составил 7,5 лет, т.е. соответствовал сроку обучения прочих студентов. Однако из-за низких учебных показателей сохранить общий принцип подготовки не удалось. Это было связано с тем, что студенты, до того обучавшиеся в спецшколах, попали в незнакомую для себя среду, что вызвало трудности морально-психического характера. Данные выводы потребовали всего лишь незначительной корректировки учебной программы в сторону увеличения практических и уменьшения теоретических занятий.

Перейти на страницу: 1 2 3