Из истории оформления тематических выставок
На первых занятиях нужно познакомить школьников с основными направлениями развития оформительского искусства, с той ролью, какую играет наглядная агитация, и в частности тематические выставки, в развитии мировоззрения людей, в практике построения общества.
В педагогической литературе указывается на большое значение использования различных средств наглядности. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».
Наглядные средства имеют значение не только для организации учебного процесса в школе. Они находят широкое применение при решении самых разнообразных вопросов — производственных, политических, идеологических, культурно-просветительских.
Современная наглядная агитация своим истоком имеет ленинский план монументальной пропаганды.
Из воспоминаний А. В. Луначарского известно, что в беседе, которая, по предположению историков, состоялась между 15 марта и 8 апреля 1918 года, В. И. Ленин предложил активно использовать различные виды изобразительного искусства для разъяснения целей революции.
В. И Ленин высказал мысль украсить наиболее оживленные площади и улицы городов художественно оформленными текстами, содержащими основные идеи и лозунги марксизма, дающими оценку тому или другому историческому событию. Также он рекомендовал самым широким образом организовать работу мастеров искусства по созданию многочисленных памятников, которые необходимо было использовать для агитационно-пропагандистской работы среди населения. Эти мероприятия были названы «монументальной пропагандой».
Рассказ о претворении художниками ленинской идеи в жизнь можно построить интересно и увлекательно для ребят. Сохрани лось достаточное количество разнообразных материалов, которые можно использовать при подготовке к такому рассказу
На основе предложении, разработанных В. И. Лениным, 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Декрет поручал особой комиссии при СНК определить, какие памятники, не представляющие исторической или художественной ценности, должны быть сняты. Комиссии предлагалось также «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Кроме того, декретом предусматривались организация художественного оформления городов к революционным праздникам и всенародным гуляниям; замена старых названий улиц, эмблем и гербов, отвечающими мировоззрению победившего народа.
Воодушевленные размахом намеченных мер, художники стремились в своих проектах отобразить всемирно-историческое значение событий, происшедших в России в октябре 1917 года.
Сведения об этом периоде могут быть очень интересными, так как именно в первые годы после Октябрьской революции начали закладываться традиции массовых политических праздников, которые в дальнейшем, развиваясь и обогащаясь под влиянием успехов Советского государства, вошли в уклад нового общественного быта.
К работе над оформительскими проектами были привлечены выдающиеся художники и архитекторы: К. Петров-Водкин, В. Шухаев, Б. Кустодиев, М. Добужинский, В. Мешков, Э. Штальберг, Л. Руднев, Д. Иофан и др.
Ленинский план монументальной пропаганды положил начало возникновению разнообразных форм изобразительно-агитационной работы. Ведущее место среди них занимают тематические выставки. За годы Советской власти выставочная деятельность достигла большого размаха. Широкой известностью пользуется у советских людей Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве(теперь ВВЦ- всероссийский выставочный центр), подобные выставки работают и во всех союзных республиках, регулярно открываются советские павильоны на международных выставках, нередко различного рода международные конференции и симпозиумы проходят на фоне специально организованных экспозиций, международные торговые соглашения заключаются после просмотра соответствующих экспонатов в выставочных залах и т. д.