Из истории оформления тематических выставок

Кстати, следует заметить, что обстановка на выставке уподобляется в известной мере сценическому пространству, с той лишь разницей, что зритель наблюдает его не со стороны, а располагаясь внутри этого пространства. Близки к режиссерским и действия устроителей выставки, стремящихся наиболее выразительными средствами донести до зрителя познавательную и эстетическую информацию.

Выставочную композицию роднит с театральной постановкой и использование изобразительной ценности света. Светом можно выделить главные экспонаты, подчеркнуть объемность, весомость вещи или сделать ее как бы прозрачной, тающей в воздухе и т. д.

С точки зрения формирования принципа зрелищности, сопричастности с театром интересна открытая в 1923 году Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом. Это была самая крупная выставка тех лет. По свидетельству очевидцев, выставочный интерьер напоминал характерный рисунок театральных декора­ций того времени. Сходство отмечалось в общей структуре сооружения, в ярусах площадок, в стремительно взлетающих зигзагах лестниц, в подчеркнутом техницизме и других приемах характерных для театра.

На примере этой выставки можно говорить не только о совпадении путей поиска театральных и выставочных художников, но и о взаимодействии экспозиционного искусства и архитектуры. Создателями выставки было приложено немало усилий для того, чтобы найти стилистическое единство между внешним видом павильонов и композициями в интерьерах.

Даже в самой короткой беседе, затрагивая вопросы выставоч­ной экспозиции, надо в той или иной мере коснуться вопросов архитектуры, поскольку в отдельные периоды ее влияние на выставочный комплекс было доминирующим, определяющим.

Примером архитектурного влияния на решение выставочного пространства следует считать стремление авторов вводить до­полнительные конструкции. Эти конструкции, не являясь экспо­натами, создавали дополнительные условия для размещения и осмотра выставки, содействовали созданию оригинальной пла­нировки и направляли поток посетителей по максимально целе­сообразному маршруту передвижения. Конструкции, состоящие из металлических или деревянных стоек, имели порой весьма причудливые очертания.

Стремление к формированию пространства при помощи специальной жесткой структуры заметно в начале 30-х годов. Примеры подобных решений имели место в советских павильонах на больших зарубежных выставках в Дрездене («Гигиена») и Лейпциге («Пушнина»). Коллектив оформителей работал там под руководством художника Л. Лисицкого, метод которого и сейчас используют некоторые современные художники. Он уделял большое внимание не только оформлению экспонатов, но и созданию выставочной среды, которая «работала» бы на де­монстрацию их лучших качеств. Создавая выставочные интерье­ры, художник старался избегать строгой симметрии и прямоугольности.

Л. Лисицкий был первым главным художником ВСХВ.

Из числа выставок тех лет, на которых была применена жесткая структура экспозиции, можно назвать выставки «Ресур­сы страны» (1931 г., была развернута в ЦПКиО в Москве), «Гиганты пятилетки» (1932 г., там же) и др. К системе экспозиционного ансамбля, сформировавшегося в конце 20-х — начале 30-х годов, художники вернулись во второй половине 50-х годов. Она питает воображение и многих современных художников, естественно, обновляясь художественными приема­ми, возникающими под влиянием общественно-политических и эстетических запросов общества.

В период середины 30-х — начала 50-х годов характерно обращение к старым мастерам, переосмысление в новых усло­виях заповедей классического искусства. Типичное для классики подчинение

монументально-декоративного и декоративного искусства архитектуре нашло отражение в произведениях советских зодчих того времени и определенным образом ска­залось на понимании художественного образа выставочной экспозиции.

Экспонаты, которым раньше отводилась ведущая роль при создании выставки, теперь, в окружении подчеркнуто выпячи­ваемых архитектурных форм, стали терять свое определяющее значение. Архитектурная «оправа» нередко мешала раскрытию содержания выставки, созданию необходимого настроения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7