Из истории оформления тематических выставок
Во время Великой Отечественной войны выставочная деятельность, как и все усилия советского народа, была подчинена основной цели — разгрому врага. Выставки, "большие и малые, оформленные с помощью художников и без них, поднимали боевой дух советских людей, помогали показать всю мерзость идеологии нацизма, полное превосходство советского образа жизни, воодушевляли людей на самоотверженную борьбу до полной победы над врагом. В военные годы организовывалось множество выставок, часто это были выставки трофеев. Осмотр сбитых фашистских самолетов, разбитых пушек, танков и другого поверженного вражеского оружия производил огромное впечатление. Такие выставки вселяли уверенность в возможность уничтожения сильного врага со всей его первоклассной; бронированной техникой.
Крупные выставки трофеев устраивались в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в 1941 году, в Ленинграде, Минске, Тбилиси — в 1944 году, Ростове-на-Дону и Кенигсберге—в 1946 году.
В послевоенный период, в последующие десятилетия значение тематических выставок постоянно возрастало. Решение задач восстановления и подъема народного хозяйства требовало широкой пропаганды, популяризации лучшего опыта, производственных достижений и т. п. Много открывалось выставок народнохозяйственного направления. Новые страницы были вписаны в историю развития оформительских решений ВВЦ.
Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные павильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество — обозримость всего интерьера выставки.
Характерной чертой начала этого периода является выдвижение натурных экспонатов в качестве главных, определяющих весь образный строй выставки (иногда они заменялись предметными изображениями— макетами, диорамами, панно).
Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предметных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).
Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания.
Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Художники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление выставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности многочисленных выставок, подготавливавшихся у нас в стране и за рубежом.
Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).
Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматургические ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.
Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.