Отрицательные явления в духовном мире личности.
Основные внешние причины.
В педагогике и психологии господствует идея социальной обусловленности отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.
Причины и содержание отрицательных явлений в духовном мире личности меняется постоянно.
Уже в 20 – 30 годы были выделены три группы причин, определяющих трудновоспитуемость и отклонения в поведении: социальная испорченность, педагогическая запущенность и аномальные болезненные отклонения в психическом развитии. Этими причинами в те годы являлось массовое сиротство, беспризорность миллионов детей, низкий уровень духовного развития родителей, консерватизм учителей, ошибки в школьном и семейном воспитании.
Отрицательные внешние явления, сочетаясь со слабостями и отклонениями в психике, создают внутренние причины трудновоспитуемости и аморальности. Возникает негативная установка личности к окружающему миру.
К 60 годам изменяются показатели детских правонарушений и преступлений. Четко прослеживается тенденция: если в 20 – 30 годы отрицательные явления во внутреннем мире детей были следствием плохих жизненных условий, нужды и голода, то в 60-е детскую психику уродуют материальные излишества и нездоровый образ жизни (культ удовольствия, легкая, красивая жизнь).
Произошли существенные изменения и в психологии трудновоспитуемых: прежде превалировали такие отрицательные качества, как жестокость, анархизм, воровство, недоверие к советской власти. У трудных детей 60 годов в первую очередь бросались в глаза эгоизм, зависть, лживость, лень, умение лавировать, пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности.
Изменились и силы, участвующие в перевоспитании: в 20 – 30 годы перевоспитание осуществлялось в специальных учреждениях, а в 60-е – усилиями широких слоев населения, общественности, школы, семьи, производства, органов милиции и т.п. Больше стало возможностей для эффективного решения проблем перевоспитания.
В настоящее время ведущие место среди внешних причин трудновоспитуемости занимают ошибки и недостатки в школьном и семейном воспитании. Поскольку семья и школа – общественные ячейки, а воспитание – процесс социальный, то причины трудновоспитуемости по-прежнему носят социальный характер.
Социалистическая система ликвидировала коренную причину безнравственности, правонарушений и преступлений. Но в сознании людей, еще остались пережитки прошлого в виде мещанской психологии, жажды наживы, тунеядства и др. Алкоголизм, маскируясь под традиционное гостеприимство, сохраняется еще и потому, что повышается материальное благосостояние, увеличивается свободное время. В первую очередь от алкоголизма страдают люди с низким культурным уровнем, безвольные, опустившиеся. Здесь прослеживается важная закономерность: если благоприятные для расцвета личности социальные условия не сочетаются с духовным развитием людей, ростом их образования и культуры, то проявляются такие пережитки прошлого, как жадность, спекуляция, пьянство, протекционизм, мещанство.
Очередная причина появления отрицательных явлений во внутреннем мире людей – недостатки в хозяйственном и культурном строительстве, в организации труда на производстве, в сфере обслуживания населения.
В наше время воспитание нового человека является задачей государственной важности.
От ее решения зависит в конечном счете темпы и уровень перехода к новым общественным отношениям. Между тем школа недостаточно полно удовлетворяет резко возросшие запросы детей, не всегда обеспечивает квалифицированное руководство эстетическим и техническим развитием детей. По данным многочисленных педагогических исследований, школьная жизнь не удовлетворяет многих учащихся. Это ведет к отчуждению части детей от школы, усложняет руководство их нравственным воспитанием. Значительную трудность представляет несогласованность и противоречивость воспитательных влияний, связанная, во-первых, с отсутствием единства требований педагогов, во-вторых, с несогласованностью действий школы и семьи. Возникает неустойчивая воспитательная среда, в котором хозяином положения является ребенок, не обладающий ни нравственной достаточной зрелостью, ни жизненным опытом.