Отрицательные явления в духовном мире личности.
Неустойчивость воспитательных влияний и их противоречивость ведут к неустойчивости поведения, к непрочности сформированных положительных качеств, порождают безволие, легкую внушаемость и чрезмерное самомнение – качества, характерные для большинства трудных детей.
Педагогической наукой установлено, что:
1.
Ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным отрицательным изменением в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем, преступникам, асоциальной личностью человек становится только под воздействием совокупности неблагоприятных причин. Следовательно, система перевоспитания должна быть направлена на то, чтобы не дать возможности отрицательным различным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться, действовать в комплексе. В этом случае отдельные личностные недостатки вступают в более легкой форме и при активном участии трудовых, учебных коллективов, самого воспитуемого успешно устраняются.
2.
Переделка, перестройка, внутреннего мира человека – процесс естественный, необходимый по отношению ко всем без исключения людям. В его основе лежат единые процессы перестройки сознания и поведения. Причем важно, чтобы были определены научные основы перевоспитания как органической части системы воспитания.
Внутренние предпосылки.
Нередко бывает, что люди живут в идентичных условиях, переживают одни и те же события, испытывают одинаковые отрицательные воздействия. Но один человек выходит из жизненных испытаний закаленным, другой – духовно сломленным, без веры в себя и людей – деградирует. Следовательно, неблагоприятные условия, обстоятельства, вредные влияния одним воспринимаются и усваиваются, другим отвергаются. Внутренний мир личности ил способствует образованию отрицательных качеств, или оказывает острое сопротивление злу, активизирует борьбу человека с негативными явлениями.
В науке предрасположенность к отрицательному и сопротивляемость ему объясняются различно. Буржуазные ученые, например, определяли предрасположенность к преступности по конституции тела, длине конечностей, овалу лица, величине головы и др. Нелепость подобных рассуждений вскоре выяснилась, стала очевидной всем. Но до сих пор в буржуазной науке живет идея наследственной обусловленности аморального поведения. В отличии от нее советская педагогика выделяет четыре основные группы внутренних предпосылок, способствующих образованию отрицательных явлений.
Первая группа
– факторы положительного развития личности, искаженные в результате неправильного воспитания.
К ним относятся:
a) Направленность личности, которая придает устойчивость жизненной позиции человека, помогает ему отличать нравственное от безнравственного, отметать всякие попытки извне разрушить духовные ценности личности, выражающие ее общественную сущность.
b) Уровень общего развития личности. Исследования показывают, что эрудиция, развитость ума и другие показатели общего развития помогают воспитанникам отличить действительные нравственные ценности от мнимых, правильно осуществить выбор идеала, критически отнестись к оценке действий и поступков людей. Общее развитие способствует интенсивному росту сознания и самосознания, на базе которых формируется объективная самооценка – важный фактор борьбы самой личности с имеющимися недостатками.
c) Диалектика формирования внутреннего мира личности. Сердцевиной является процесс развития. Диалектика всякого развития построена на возникновении и разрешении внутренних противоречий, борьбе старого и нового, положительного и отрицательного. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных явлений в духовном мире личности, необходимо учитывать сложность и противоречивость воспитания отдельных качеств их взаимосвязь.