Основной этап.
При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.
Каждое занятие, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений.
Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении.
По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.
– Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.
– Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).
– Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.
– Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.
Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.
В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.
На этих занятиях дети должны научиться свободно ориентироваться в таких понятиях, как «верх», «низ», «верх листа», «низ листа», «середина», «лево», «право» и т. д.
При знакомстве с цветными карандашами, как пример, приведем конспект занятия.
Тема занятия: «Волшебный теремок».
Цель: ознакомление с материалами и инструментами для рисования.
Оборудование.
Набор цветных карандашей - 6 штук. Линейный рисунок, выполненный на листе бумаги большого формата, для коллективной работы.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям коробку с карандашами.
Воспитатель (постукивает по коробке): «Тук-тук-тук-! Кто в теремочке живет?» - «Мы, братцы-карандаши»; «Давайте познакомимся». Воспитатель по очереди достает карандаши из коробки и показывает детям:
- Я карандаш красный,
- Я карандаш синий,
- Я карандаш зеленый,
- . желтит
- . коричневый
- . черный.
Воспитатель держит карандаши в руке и говорит: «Какие вы все разные и красивые! На этом братце-карандаше рубашка красная, на этом — синяя, на этом - желтая, на этом - зеленая, а вот у этих братцев-карандашей рубашки не такие яркие и нарядные: на этом коричневая, а на этом черная. Почему вы носите такие разные рубашки?
- Потому, что мы отвечаем за разные дела.
- Какие же дела вы делаете?
Мы все можем оживить. Посмотрите, как мы это делаем.
Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисовано дерево - яблоня с плодами. Яблоня изображена линейным рисунком
- Видите, дети, эта яблоня - как будто не живая, потому что и лис точки и яблоки на ней - бесцветные. Помогите нам, братцы- карандаши, оживить нашу яблоню.
Воспитатель берет черный карандаш и начинает рисовать землю под деревом.
- Яблоня растет из земли, земля дает ей пищу. Земля - черная. Черный карандаш очень важный: им можно нарисовать черную землю.