Основной этап.
Так, например, графические упражнения по выработке навыка точного однородного движения для заштриховки какой-либо фигуры, навык произвольного изменения направления линии, регулирования силы нажима, навык замедления и ускорения темпа движений, навык ритмичного проведения однородных повторных движений и т. д. - направлены на закрашивание «вагончиков» для зверушек, каждый из которых желает ехать в самом аккуратном, ярком и красивом «вагончике». Или из «тучек» идет «дождь» до самой земли, но вот выглянуло «солнце» и появилась «радуга-дуга». Или зайцу надо помочь сделать забор для сада, или на полянке появляется ровная травка, а затем - цветы со множеством лепестков. На «горном пастбище» пасутся кудрявые «барашки», а в небе плывут кудрявые «облака» и т. д. Эти рисунки требуют многократного повторения одних и тех же движений, но при этом выполняются с интересом, так как эти действия мотивированы.
Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП мы включили совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.
В качестве примера приведем конспект занятия.
Тема: графические упражнения «Ребята, помогите зверятам!».
Цель: закрепление двигательных навыков прекращения движений в нужной точке.
Оборудование: набор цветных карандашей; контурный рисунок, выполненный на листе большого формата (2 альбомных листа бумаги, склеенных по короткой стороне). На рисунке изображены 3 (или больше) домика, в которых живут котенок, лисенок и зайчонок. Хозяева домиков находятся каждый в своем домике или рядом с ним. Зверята выделены цветом.
Ход занятия. «Дети! Посмотрите на эту картинку. Вы обратили внимание, какие грустные зверята? Смотрите, как невесело смотрит из окошка зайчонок, лисенок, а вот котенок стоит у забора и как будто кого-то ждет? Что-то случилось у наших зверят?
Мне кажется, я знаю - что!
Зверята строили свои домики, и каждый старался, чтобы его домик был самым красивым, а домики получились непривлекательными. Похожие друг на друга и бесцветные. Как вы думаете, можно зверятам как-нибудь помочь?
Конечно, можно! Домики нужно раскрасить, тогда они будут нарядные, красивые и все разные. .Кто поможет зайчонку? Витя и Таня.
Кто поможет котенку? Дима и Лена.
Кто поможет лисенку? Женя и Петя.
Молодцы! Однако нужно очень постараться, чтобы зверята остались довольны вашей работой. Какого цвета будет домик у лисенка, у котенка, у зайчонка'? Выбирайте карандаши.
А теперь самое трудное, потому что красиво получится только в том случае, если вы аккуратно закрасите домик. Штрихи нужно довести до линии, и нельзя переводить за нее. Л для этого возьмите карандаш правильно». (Воспитатель показывает, как держать карандаш, где при этом находятся 1-й, 2-й и 3-й пальцы; помогает изменить позу пальцев детям, у которых 3-точечный захват сформирован неправильно. В течение всей работы воспитатель внимательно следит за этим).