Основной этап.
Для наклеивания синих полос намечаются на квадратном листе бумаги синие точки на верхнем и нижнем краях листа. Соединяются синей полоской синие точки, а затем красные точки - красными полосками. Получим «клетчатую салфетку» для кукол или в подарок маме. В рабочих тетрадях это задание следует выполнить двумя карандашами - красным и синим. Чтобы было интереснее, сочетания карандашей можно варьировать.
На занятиях лепкой дети лепили «пирожок» и украшали его «решеткой» из длинных «колбасок».
Закрепив у детей понятия о горизонтальных и вертикальных линиях, надо уделить особое внимание тому, что многим детям и со спастической диплегией, и с гемипаретической формой ДЦП с большим трудом удается соединить между собой точки . как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции этих нарушений, связанных с нарушением пространственного восприятия, следует выполнять как можно больше упражнений на соединение разноудаленных точек. Начинать нужно с более простых заданий: точки должны располагаться на расстоянии 2-3 сантиметров друг от друга, а затем постепенно увеличивать и расстояния, и количество точек на листе. Точки, которые следует соединять, можно обозначать одним цветом (соедини красные точки, соедини синие и т. д.). Затем нужно порисовать «лесенки», «заборчики», «елочки». При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится задача соблюсти размер и симметричность элементов. Задания такого рода включаются для рисования в рабочей тетради. На первом этапе обучения соизмерять свои движения с необходимым размером при рисовании применяются ориентиры в виде точек.
Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.
Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применением трафарета.
Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.
После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.