Основной этап.
В системе занятий с данной категорией детей мы предлагаем занятия аппликацией либо как предшествующие обучению какому-либо новому навыку, либо для закрепления навыка.
Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких -расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе».
Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним.
Аппликации могут украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги.
С целью формирования пространственных представлений эффективно использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными расстройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это касается детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее.
Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики. Она занимает одно из ведущих мест в предлагаемой нами системе занятий по изобразительной деятельности с детьми, страдающими различными формами ДЦП.
Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.
Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.
Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.
В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной деятельности воспитатели должны активно включать в игры и занятия кукол. Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива, которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно причесанными, чисто умытыми, всегда находиться на положенных местах. В игровых уголках они сидят на стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответствующее живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание, застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к правильному восприятию строения человеческого тела, соответствующему использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для запоминания этих операций, так и для запоминания схемы и пропорций человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения самообслуживания детей с ДЦП.