Нетрадиционные уроки в начальной школе
Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательны, считает Г.И.Модылевская.
И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию.
За годы работы в школе учитель Модылевская дала много открытых уроков по внеклассному чтению, полностью разработанных ею.
В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников.
Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.
Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.
Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств ¾ альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы ¾ литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает
принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-лаборатории № 351 Москвы.
Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся I-IV классов общеобразовательной школы было составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.
Таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по системе 1-4) и в ІІІ классе (по системе 1-3) на учебный месяц.
Неделя | Обучение грамоте | ИЗО | Музыка |
1 класс (1-4) Апрель | |||
1 |
Повторение изученного. «Зверь на букву Ю». |
Аппликации. Домашние животные ¾ кошки. Какими красками их можно раскрасить? |
В.Калинников,слова народные. «Киска»(возможна инсце-нировка);Е.Тиличеева «Котик и козлик» ¾ слушание; беседа с учащ. |
2 |
Стихи и рассказы о кос-монавтах (по выбору учи-теля и желанию уч-ся) |
Рисование ракеты. |
Песни о космонавтах ¾ слушание; беседа с уча-щимися. |
3 |
Закрепление пройденного. «Ты эти буквы заучи». |
Рисование предметов на любую букву алфавита. |
Г.Фрид «Песенка о бук-вах» ¾ слушание; испол-нение; беседа с уч. |
4 |
М.Пришвин «Предмайское утро». |
Рисование по представлению на тему «Весенний день». |
Е.Тиличеева «Майская песенка» ¾ слушание; беседа с учащимися. |
ІІІ класс (1-3) Сентябрь | |||
1 |
Стихотворение о столице. |
«Русское зодчество» ¾ рисование по памяти Московского кремля. |
Песни о Москве ¾ исполнение; беседа с учащимися. |
2 |
Русские народные песни. |
Выполнение простейших эскизов-орнаментов. |
Движение под музыку. Игра «А мы просо сеяли». |
3 |
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» |
«Сказка в декоративном искусстве». Знакомство уч-ся с творч. худож. живописи из Палеха. |
Слушание русских народных песен; уч-ся подбирают музыку к сказке; беседа. |
4 |
«Садко» (отрывок). |
Беседа по картине И.Репина «Садко». |
Н.Римский-Корсаков «Садко» ¾ слушание отрывка из оперы; беседа. |