Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного учреждения
Проблема модернизации содержания образования – это не только проблема государственная, но и проблема каждой отдельной школы. Как же проходит эксперимент по модернизации содержания образования в школе? В качестве экспериментальной базы была взята гимназия № 19.
Согласно эксперименту в гимназии изучение иностранного языка начинается со II класса начальной школы. На иностранный язык в неделю отводится 2 часа.
В плане методической преемственности дети обеспечены плавным переходом с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений. Это достигается за счет единой стратегии, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использования пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.
В этом контексте более перспективным следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Учитель английского языка начинающий работать по УМК, который представлен ниже для использования в эксперименте, прежде всего знакомится с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. В частности, УМК «Enjoy English, 1» (авторы М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2» (авторы М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева) используются гимназией для обучения английскому языку учащихся II – IV классов.
Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и воспитании младших школьников в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, в формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне, соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.
Вся серия УМК «Enjoy English» построена на единой коммуникативно-когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV классы) и основную (V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения английскому языку.
Переходя на средний этап обучения, учащиеся продолжают работать по данному УМК, однако, согласно эксперименту в гимназии на среднем этапе обучения на иностранный язык отводится 3 часа. Кроме того, учащиеся начинают изучать второй язык (в данном случае, немецкий или французский по выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.
Инновационные подходы при обучении иностранному языку коснулись не только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования в старшей школе гимназия приняла за основу личностно-ориентированное обучение. То есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения (ЛОО) предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Помимо общих закономерностей построения образовательного пространства важную роль играет содержательное наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное образование.
Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек, обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного образования на последующие 5 лет.