Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного учреждения
За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно-биологический, физико-математический) существовавшие в гимназии, не могли удовлетворить потребности учащихся. Набор предметов, которые учащиеся хотели бы изучать в большем объеме, существующие профили не вмещали.
Таким образом, выделилась группа учащихся. Желающих получить универсальное образование (литература, математика, иностранный язык) многие учащиеся решили совместить математический и гуманитарный профиль (математика, история, иностранный язык), некоторых интересует лингвистика (литература и 2 иностранных языка) и т.д.
На третьей ступени обучения (в 10-11 классах) профильное обучение осуществляется через выбор личного «маршрута» учащегося (в свете личностно-ориентированного обучения – индивидуализации содержания образования). В 2002-2003 учебном году так занимались пять 10-х классов, для которых существовало 9 маршрутов, в 2003-2004 планируется 7 маршрутов для четырех 10-х классов и 9 маршрутов для 11-х классов.
Учебный план для этих классов строится следующим образом: 24 часа инвариантной части и 6 часов вариативной (с учетом гимназического компонента) являются обязательными для всех, желающих обучаться в 10 и 11 классах. Обязательная нагрузка составляет 30 часов. Так как максимально возможная нагрузка составляет 36 часов, каждый ученик выбирает для себя 3 предмета по 2 часа на каждый; предметы. Знания по которым он хотел бы расширить (например, математика, химия, иностранный язык, право и т.д.), тем самым определяется профиль (маршрут), по которому выделяются группы базисного изучения предмета и профильные.
Целью данного проекта является формирование интеллигентной, широко образованной интеллектуальной высоко-нравственной личности на основе широкого гуманитарного образования, приобщения к духовной и материальной культуре человечества, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных сферах деятельности.
Цель гимназии реализуется через решение следующих задач:
1. Осознанности выбора гимназистами уровня и профиля обучения, что требует выработки новой личностно-ориентированной системы обучения.
2. Эффективности развития интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся в основной и средней школе, что требует усиленного использования технологий развивающего обучения.
3. Успешного воспитания нравственных основ личности, изменения отношения к окружающему миру, что возможно решить при особом обращении к лучшим традициям гимназии.
4. Повышения уровня психического, социального и физического здоровья гимназистов, что возможно решить при отсутствии перегрузки учащихся; психологическом и социальном комфорте.
5. Создание условий для более полного раскрытия творческого потенциала педагогов, в том числе используя систему повышения квалификации.
Предполагается, что каждый учащийся 10-11 классов будет иметь индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя не только разноуровневое обучение в рамках базовых предметов, но и особую логику выбора спецкурсов, факультативов, кружков, секций. Предполагается также дальнейшая дифференциация учебного материала, разработка заданий различного объема сложности.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
1. Изучение целостной личности ребенка (выявление его творческого своеобразия и недостаточно развитых зон, установление причин последних).